1 июля мы праздновали рождение Канады как независимого государства. Мне в тот день повезло, и я оказался на фестивале в городе Блит, где прошла премьера канадского спектакля «Вими», повествующего о той самой войне, которая дала Канаде ощущение государственности. В этой выдающейся пьесе повествуется о четырех раненых солдатах и медсестре – все канадцы – оказавшихся в военном госпитале после захвата гребня Вими. Авторы пьесы не задают в открытую вопрос о том, почему велась Первая мировая война, но история ее героев заставляет вас спросить о том, почему имели место все эти страдания.
На любом уроке по истории Канады вам расскажут, что канадцы воевали в Первой мировой войне, потому что мы были преданными членами Британской империи, и что кульминацией войны стало признание Канады в качестве независимого государства. А окажись вы в США, вам на уроке истории расскажут, что Первая мировая война, как заявлял президент Вудро Вильсон, велась для того, чтобы сделать мир безопасным ради демократии.
Но какой демократии? Жестокости и зверства Первой мировой войны просто проложили дорогу к гибели ста миллионов людей от коммунизма, к восхождению к власти Гитлера и к ужасам Холокоста. В той войне погибло 10 с лишним миллионов военнослужащих, а 21 миллион получил ранения. И в эти цифры не включают тех солдат, которые вернулись домой целыми и невредимыми, но подобно лейтенанту Лори Маклину из пьесы «Вими» принесли с собой «всю ту мешанину, что сидит во мне сейчас, застряв там навсегда».
Наблюдая за тем, как разворачивается трагедия в пьесе, я вспомнил недавнее выступление министра обороны США Роберта Гейтса, в котором он заявил, что если Европа не будет играть более активную роль, альянс НАТО может развалиться. Это стало бы для нас большой удачей.
НАТО, как и та система альянсов, что вовлекла нас в Первую мировую войну, это опасный анахронизм, втягивающий Канаду в конфликты, которых мы могли бы избежать.
В Первой мировой войне Сербия была связана в Россией, у которой, в свою очередь, были союзы с Францией и Британией, которая имела союзнические отношения с Японией. А Австрия находилась в альянсе с Италией и Германией, которая поддерживала союз с османами. Если бы не эта паутина альянсов, связавшая Европу, то вполне возможно, что вместо Первой мировой войны возникла бы лишь серия стычек на границе Австрии и Сербии.
НАТО была создана после Второй мировой войны для обеспечения безопасности Западной Европы от советской экспансии. СССР знал, что агрессия на континенте приведет к тотальной войне с Америкой. В этом году исполняется 20 лет с момента распада Советского Союза и устранения советской угрозы. С этого момента НАТО мучается в конвульсиях, пытаясь найти оправдание для своего существования.
От Боснии и Косова до Афганистана и Ливии мы должны задавать себе вопрос о том, не лучше ли будет Канаде вне рамок этой организации.
Не кажется ли очевидным то, что интервенции, подобные ливийской, будут иметь больше оснований, если их проводить как миссии ООН, а не НАТО? Безусловно, войны во имя соблюдения законов мирового сообщества должен санкционировать главный руководящий орган этого сообщества, а не трансатлантический оборонительный пакт.
Есть и более важный вопрос. Обеспечивает ли НАТО безопасность Канады, не давая нашим гражданам участвовать в ненужных войнах, как это было при Вими? Нет, не обеспечивает. Напротив, НАТО сама привела нас на грань ненужной войны в самом недавнем прошлом.
В 2008 году бывшей советской республике Грузии было сказано, что она получит прямой выход к членству в НАТО. Вскоре после этого Россия осуществила военное вмешательство в грузинских республиках Абхазии и Южной Осетии, дабы остановить, как потом выяснилось, преследование местных национальных общин силами грузинского государства. Стань Грузия членом НАТО до начала этого конфликта, и Канада оказалась бы в состоянии войны с Россией, воюя с державой, которая осуществила интервенцию в условиях гуманитарного кризиса.
Чуть позднее Израиль напал на турецкое судно с помощью, которое направлялось в Газу. Если бы член НАТО Турция заявила, что считает эти действия актом войны, то в соответствии с условиями соглашения НАТО о коллективной обороне Канаде и остальным членам Североатлантического альянса пришлось бы воевать с Израилем. Заявлять, что мы бы такого не допустили, значит демонстрировать, что НАТО это неприкрытый фарс. Ведь у ее членов есть гораздо более близкие союзники среди стран, с которыми они не заключали официальные союзы, чем среди многих членов НАТО.
Будь Канада вне НАТО, как Австралия или Новая Зеландия, она могла бы сохранять нейтралитет в тех конфликтах, которые не касаются ее напрямую, и в которых она не заинтересована. Таким образом, наша страна и наши военнослужащие не втягивались бы в конфликты только по причине дипломатических формальностей. Однако Канада в случае прихода нового Гитлера сохранила бы возможность для участия в войне, воевать в которой ей жизненно необходимо. В такой ситуации первым долгом государства стала бы защита канадцев, а не иностранных режимов.