Смерть тирана, визиты тайной полиции и мысли некоторых из величайших композиторов в истории - обо всем этом говорят пометки на полях старых нотных тетрадей в архивах российского Большого театра.
Эти пометки были обнаружены в ходе оцифровки музыкальных архивов театра, которые считаются одними из самых старых и обширных в мире и содержат немало раритетов – например, итальянский нотный песенник 15 века с подписанными от руки словами на латыни.
Среди нотных записей встречаются нередко остроумные и информативные замечания и рисунки музыкантов, которые писали или рисовали на полях нот во время бесчисленных часов в оркестровой яме или репетиционных залах созданного в 18 веке театра.
Внизу одного из нотных листов можно видеть надпись заглавными буквами: «Великий Сталин умер». Советский диктатор умер в 1953 году.
Слово «великий» зачеркнуто – никто не знает, самим автором, или одним из музыкантов, которые впоследствии пользовались нотами.
До произошедшего два десятилетия назад распада Советского Союза, театр служил для проведения официальных мероприятий, и у музыкантов были собственные мнения о происходящем в стране, рассказывает архивист Большого театра Олеся Бобрик.
«Похоже, они пришли за Татьяной», - записал один из скрипачей во время репетиции оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» в 1968 году. Речь идет о частых исчезновениях людей, которых увозила на допросы тайная полиция Кремля.
В 1940 году на полях нот оперы композитора Карла Марии фон Вебера кто-то из музыкантов написал: «Сегодня было 8 градусов, но мы играли, хотя некоторые отморозили носы».
По словам Бобрик, рутина жизни оркестра, который играет одни и те же произведения раз за разом, иногда заставляет музыкантов скучать и отвлекаться. «Они устают и пытаются развлечься – начинают рисовать рисунки, карикатуры, писать друг другу записки», - говорит она.
Музыкальное наследие
Пока Большой театр оцифровал лишь около 20% своих архивов. Проект по оцифровке был запущен два года назад. Его результаты впоследствии будут доступны в интернете. Кремовое, украшенное восьмью колоннами здание оперного и балетного театра в 19 веке трижды горело, и в огне погибла изрядная часть его архивов. Документы, пережившие пожары 1805, 1812 и 1853 годов, сейчас считаются жемчужинами собрания.
«Наиболее старые и ценные ноты принадлежат, разумеется, итальянским композиторам, а также некоторым французским и германским композиторам, работавшим в России», - сообщил Reuters заведующий архивом Борис Мукосей.
«Многие из них были известнейшими в Европе музыкантами, зарабатывавшими большие деньги – нужно отметить, что у российских монархов был утонченный вкус, и они приглашали в страну первоклассных музыкантов», - заявил он с ноткой гордости в голосе.
В архиве также широко представлено российское национальное музыкальное наследие, включая рукописи таких композиторов, как Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов и Дмитрий Шостакович.
Реставраторы сейчас отчаянно стараются завершить работу над зданием театра. Реставрация, стоимость которой составила 1 миллиард долларов, должна быть завершена в октябре этого года.
При этом властями ведется официальное расследование предполагаемого хищения части денег, отпущенных на восстановление театра, и это придает проекту оттенок скандала и ставит чиновников от культуры в неудобное положение.
Главный зрительный зал театра должен быть закончен к сентябрю, что даст возможность балетной и оперной труппам проводить репетиции в преддверии запланированного на октябрь открытия.