Российские военные снова закупают оружие в больших количествах, и им не нравятся цены на него. Поэтому правительство сказало военным, что если цены на российские вооружения будут слишком высокими, они могут покупать оружие и технику за рубежом. Таков ответ на действия российских компаний, считающих, что они могут запрашивать сколь угодно высокую цену на свою продукцию, зная, что у них нет конкурентов, и они единственные поставщики для армии, а также полагающих, что более высокие цены обеспечат им средства на взятки (чтобы офицеры из управления закупок без вопросов соглашались на такие завышенные цены). Такая ситуация сложилась даже в государственных оборонных компаниях, и в основном это произошло из-за коррупции. Правительство считает, что благодаря новой политике удастся обуздать коррупцию (поскольку иностранные поставщики вряд ли будут брать взятки), получать технику и вооружения по более низким ценам, а также приобретать новые технологии. Но есть и другие причины для завышенных цен. Например, военно-промышленные компании вынуждены давать взятки своим неэффективным и некомпетентным субподрядчикам, чтобы обеспечивать выполнение заказов.
Как это ни парадоксально, но отчасти данная проблема была вызвана стремлением России спасти свои оборонные отрасли. После сокращения объемов военных закупок в связи с окончанием холодной войны компании оборонного комплекса были объединены при помощи государства. В результате последнего такого усилия все российские компании по производству вертолетов были подвергнуты слиянию и образовали одну фирму под названием «Вертолеты России». Для достижения этой цели государство приобрело большую часть акций данных компаний. Так, в настоящее время «Вертолетам России» принадлежит 75% «Роствертола», 72% Московского вертолетного завода имени Миля, 99,8% ОАО «Камов», 60% Ступинского машиностроительного производственного предприятия, 75% ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», 66% Казанского вертолетного завода, 100% Кумертауского авиационного предприятия, 81% ОАО «Редуктор-ПМ» и 75% Арсеньевской авиационной компании «Прогресс».
Общий объем годового производства всех этих компаний в 1990-е годы резко упал, составив менее ста машин, причем в основном они производились на экспорт. Четыре года назад объем производства превысил сто единиц техники, и продолжает увеличиваться. Но этого недостаточно, чтобы обеспечить состоятельность всех фирм. Многие из них остаются на плаву, производя запасные части, а также ремонтируя и модернизируя старые вертолеты. На вооружении по-прежнему находятся тысячи произведенных этими компаниями машин, и все они нуждаются в запчастях, модернизации, ремонте и обслуживании. Но сейчас начали выпускать новые модели, российские вооруженные силы возобновили закупки, а экспортный рынок переживает очередной бум. Однако экспортные продажи удается осуществлять главным образом за счет низких цен. Таким образом, компании ВПК видят в поставках для российских военных хорошую возможность заработать.
Россия уже осуществила объединение компаний из самолетостроительной отрасли. Здесь ситуация складывается в некотором отношении еще более безнадежная. Два года тому назад было решено, что компания, производящая МиГ-29 (а также боевые машины МиГ более старшего поколения), стоит копейки (три с половиной цента, если говорить точно). Таков результат подсчетов аудиторов, которым приказали определить стоимость компании перед ее реорганизацией. МиГ, а также компании «Сухой», «Туполев», «Иркут» и остальные объединили в одну крупную корпорацию ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Россия поставила ОАК на прочную финансовую основу, вложив в нее миллиарды долларов. Правительство не хочет, чтобы деньги ушли впустую, как было с РСК «МиГ» (по состоянию на начало года она задолжала полтора миллиарда долларов, а убытки у нее составили 363 миллиона). Связанных с РСК «МиГ» руководителей обвиняют в коррупции. Для сравнения: компанию «Сухой» оценили в 230 миллионов долларов, и фирма начала зарабатывать деньги (активно продавая самолеты Су-27 и Су-30). Но это было исключение, поскольку другие авиационные фирмы в плохом состоянии, хотя у них ситуация не столь безнадежная, как у ОАО «МиГ».
На протяжении почти всего 70-летнего советского периода (1921-1991 гг.) Россия покупала мало военной техники на Западе. До этого цари с удовольствием приобретали западную военную технику и были готовы платить за нее. Советы примерно лет десять после прихода к власти продолжали такую политику. Но в 1930-е годы СССР убедил себя (не без оснований) что он может конкурировать с Западом, и способен оснастить армию собственными силами. Это было не совсем так, и многие российские эксперты из сферы военных закупок осознали сей факт. Теперь они с энтузиазмом возвращаются к прежним царским традициям и практике.