Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин говорит о приватизации с академиками, а Медведев с бизнесом

© РИА Новости Яна Лапикова / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ В.Путин провел встречу с экономистами РАН
Премьер-министр РФ В.Путин провел встречу с экономистами РАН
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
11 июля премьер-министр Владимир Путин встречался с академиками, а президент Дмитрий Медведев - с олигархами и бизнесменами, для обсуждения предстоящей приватизации, инвестиционного климата и нехватки долгосрочного финансирования, а также экономической стратегии.

11 июля премьер-министр Владимир Путин встречался с академиками, а президент Дмитрий Медведев - с олигархами и бизнесменами, для обсуждения предстоящей приватизации, инвестиционного климата и нехватки долгосрочного финансирования, а также экономической стратегии. Взгляды двух групп людей, как ожидалось, будут прямо противоположными, отражая глубокие расхождения по этим вопросам в России; приватизация 1990-х годов по-прежнему многими воспринимается как спорная, а управляемая вручную и централизованно планируемая экономика по-прежнему может взывать к большинству населения.

Академики в России, как и во многих других странах, сильно зависят от государственного финансирования, и поэтому склонны рассматривать роль государства в экономике страны как расширенную и преувеличенную. Во время встречи, на которой председательствовал Путин, а также присутствовал министр финансов Алексей Кудрин, они озвучили свои опасения по поводу предстоящей приватизации, заявляя, что она не будет быстрым решением. Вместо этого они предложили знакомые средства ручного управления и чрезмерного контроля над ключевыми предприятиями в советском стиле, и предоставление долгосрочного и дешевого финансирования на индивидуальной основе в каждом конкретном случае для модернизации ключевых заводов и секторов. В то же самое время они выступили за дополнительные расходы для создания новых отечественных отраслей, специализирующихся на нанотехнологиях, что позволило бы России занять эту технологическую нишу.

На наш взгляд, мнения академиков были в значительной степени продиктованы нынешней экономической реальностью России, которая при Путине трансформировалась в симбиоз свободного рынка и управляемой экономики в советском стиле, с правительством, устанавливающим цены во многих секторах. Приватизация ключевых инфраструктурных монополий, таких как Газпром, Транснефть и Российские железные дороги (РЖД), не стоит на повестке дня на ближайшее будущее. Российский ВЭБ работал как банк развития, предоставляя дешевое финансирование во время кризиса 295 ключевым компаниям по правительственному списку, и сейчас находится на пути к запуску программы для финансирования проектов в рамках государственно-частного партнерства в России. Наконец, корпорация «Роснано», возглавляемая Анатолием Чубайсом, постепенно набирается опыта и знаний, и обеспечивает проекты для гарантирования того, чтобы у России были какие-то конкурентные преимущества в определенных новых областях, таких как нанотехнологии.
 
Магнитогорские тезисы

Во время встречи Медведева с бизнесменами и руководителями государственных компаний мнения, которые можно было услышать, были прямо противоположными. Медведев представил ключевые пункты своего плана по улучшению инвестиционного климата в России, так называемые Магнитогорские тезисы. Медведев раскритиковал медленные темпы приватизации в России. В соответствии с нынешним планом, правительство сохранит контрольные пакеты в ключевых предприятиях, по крайней мере, до 2016 года. Медведев выступает за более агрессивную приватизацию, и ожидает, что к 1 августа увидит новый план оной. Он также заявил, что он рассчитывает на появление соответствующего законодательства, которое будет ограничивать амбиции власти в стратегических секторах.

В разнообразных комментариях по поводу встречи Медведева высказывалась поддержка приватизации. Было очевидно, что улучшение нынешнего инвестиционного климата очень важно для собравшейся аудитории, и были многочисленные предложения по поводу того, как это сделать. Интересно, что на встрече также присутствовал Михаил Гуцериев, президент компании «Русснефть», который недавно вернулся из Лондона, где он скрывался после атаки на его бизнес в России. Однако, никакого приглашения поучаствовать не было направлено Дмитрию Каменщику, исполнительному директору аэропорта «Домодедово», который недавно отменил IPO компании.

Между тем, августовский дедлайн для правительственной программы приватизации, установленный Медведевым на Петербургском инвестиционном форуме, приближается. «Ведомости» раздобыли информацию о компаниях, которые будут приватизированы согласно новой программе Министерства экономического развития.

Согласно данным из этой программы, которые оказались в распоряжении газеты, государство уменьшит свою долю до нуля в двух ключевых активах, Роснефти и Русгидро, при этом оставив за собой в обеих компаниях «золотую акцию», кроме того оно сведет свою долю к нулю еще в одиннадцати компаниях, включая ВТБ; также государство сохранит долю в 50% плюс одна акция в шести других ключевых предприятиях, включая Российские железные дороги (РЖД), Транснефть и МРСК-Холдинг. Нынешний план для Сбербанка, как мы понимаем, это продать долю в 7,5%, и в статье в «Ведомостях» не упоминалось о том, что правительство может снизить в нем свою долю до нуля. Общая стоимость акций, которые будут проданы, составляет по меньшей мере 110 миллиардов долларов. Амбициозный проект будет завершен к 2017 году, по нашему мнению.

Россия отходит от государственного капитализма ради улучшения своего инвестиционного климата, и по нашему мнению, это просто еще один способ сказать о том, что она отходит от государственного социализма. Российские государственные компании сейчас работают в условиях несправедливых преимуществ, которые заключаются в том, что они имеют доступ к гораздо более дешевым капиталам, чем их частные конкуренты, что в результате искажает конкуренцию. Более того, российское государство не пытается изменить эту ситуацию, что оно могло бы сделать, потребовав дивиденды от государственных компаний, чтобы сбалансировать перекосы в стоимости капитала. Поэтому мы полагаем, что приватизация - это лучшее решение данной проблемы, так как она позволит покончить с неблагоприятным положением, в котором оказываются частные компании, а также сделает более легкой для правительства задачу привлекать более высокие финансовые доходы от недавно приватизированных компаний, для финансирования нынешнего и любого будущего дефицита бюджета. Наконец, приватизационные доходы могут обеспечить «подушку» на случай падения нефтяных цен.