Право на существование России в клубе БРИК, куда входят крупнейшие быстро развивающиеся экономики – Бразилия, Россия, Индия, Китай – с некоторого времени из-за низких показателей роста находится под вопросом. Тем не менее развитие за последние 20 лет после развала Советского Союза впечатляет – из обветшалой империи возникло сильное в финансовом отношении государство, занимающее по золотовалютным запасам третье место в мире. Россия намного опережает другие страны БРИК по доходу на душу населения. В период между 1998 и 2008 годом российский валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения рос в среднем на 7,3%, и по этому показателю Россию опережал только Китай.
Финансовый и экономический кризис 2008 и 2009 года привел к отрезвлению. Ни одно государство группы БРИК не пострадало так сильно от кризиса, как Россия. Восстановление представляется хрупким. Международный валютный фонд (МВФ) предупреждает, что показатели роста экономики в среднесрочной перспективе могут оказаться ниже 4%, если не будут проведены реформы. Этот кризис стал причиной дебатов по поводу будущей модели роста, и не в последнюю очередь модернизационная риторика российского президента Дмитрия Медведева является результатом этого обсуждения.
Вновь используется выражение о том, что Россия находится на распутье. После 1991 года произошел переход от плановой экономики к – хотя и не совершенной – системе частной собственности и к рыночным ценам. После кризиса рубля в 1998 году высокие цены на нефть и консервативная фискальная политика обеспечили макроэкономическую стабилизацию. Между 1998 и 2008 годом нефть продемонстрировала свое значение – около половины показателей роста объясняется повышением цен на нефть. Помимо этого, процветало потребление. В этот период рост основывался не на расширении инвестиций. Количество населения сокращалось, и за счет этого росли показатели производительности. При этом лучше использовались имевшиеся мощности.
В настоящий момент основанная на сырьевых товарах и потреблении модель натолкнулась на свои границы. Российское правительство хотело спасти эту модель во время недавнего кризиса и стимулировало потребление. Поэтому в 2009 году впервые за много лет образовался дефицит государственного бюджета. Проводимая политика приводит к высокому уровню инфляции. Растущие государственные доходы позволяют в настоящее время увеличивать импорт, так как в стране приобретаются преимущественно иностранные потребительские товары.
Протекционистские меры должны защитить местную промышленность. На иностранные предприятия оказывается давление, и от них требуют, чтобы они занимались производством в России. Проблема только в том, что Россия – страна со средним доходом на душу населения и относительно высокой затратной базой. В массовом производстве Россия не может соперничать с Китаем. С другой стороны, технологическое развитие не позволяет, как это происходит в Германии, производить высококачественные товары. Кроме того, перспективы развития экономики России омрачает плохая демографическая ситуация. «Простые» варианты увеличения производительности предыдущих лет ушли в прошлое. По этим причинам главное внимание должно быть уделено увеличению инвестиций. Модернизационные и диверсификационные повестки дня направлены на решение именно этой задачи. При этом навязанные сверху проекты вроде инновационного парка Сколково оказываются либо слишком незначительными, либо слишком амбициозными. Расширение цепочки создания стоимости в существующих отраслях было бы более действенным, чем показательный проект, который еще и отвлекает внимание от других инициатив.
Поэтому королевская дорога – это улучшение инвестиционного климата. Медведев недавно в произнесенной им в Магнитогорске речи обозначил десять пунктов реформы, которые должны способствовать привлечению инвестиций. Он хочет сократить влияние членов правительства в государственных предприятиях, расширить приватизацию, а также реформировать политику и судебную систему. Он также говорил об укреплении федерализма. Что касается борьбы с коррупцией, то Медведев уже произвел некоторые изменения в законах. Близкие к правительству экономисты требуют также новой макроэкономической стабилизации, сокращения бюджетного дефицита, проведения последовательной денежной политики, а также направления доходов от нефти в государственный фонд.
Пока все реформистские усилия Медведева не принесли заметных результатов. Возможно, это объясняется командой, которая сгруппировалась вокруг премьер-министра Владимира Путина, а также длительным характером проводимых реформ, некомпетентностью или скрытой повесткой дня Медведева. Однако в политической элите, судя по всему, существует консенсус относительно того, что изменения должны проходить эволюционным путем. Однако стабильность не должна превратиться в стагнацию.
В любом случае готовность к проведению реформ будет зависеть от того, насколько императивными окажутся изменения. В этом отношении главную роль играет динамика цен на нефть. Однако будет лучше, если Россия возьмет инициативу в свои руки. Решающее значение будет иметь то обстоятельство, насколько экономика и политика смогут оторваться от наркотика под названием нефть и преодолеть тем самым модель экономики, основанной на ренте.