Президента Украины Виктора Януковича справедливо обвиняют в том, что, победив 18 месяцев назад на выборах, он начал создавать мягкий вариант путинской системы. Он сконцентрировал в своих руках власть и затыкает рот СМИ. Продолжая аналогию, следует заметить, что у него появилось и собственное дело ЮКОСа.
В отличие от России в Киеве судят не олигарха-миллиардера, вроде Михаила Ходорковского, а бывшего премьер-министра и лидера Оранжевой революции Юлию Тимошенко. Как и в России, на Украине политики и предприниматели редко бывают белее снега – скорее, речь идет о разных оттенках серого. Поэтому уголовное преследование и г-жи Тимошенко, и г-на Ходорковского выглядит избирательным правосудием и политически мотивированными попытками нейтрализовать противника.
Сторонники г-на Януковича утверждают, что происходящее – часть широкой компании по борьбе с коррупцией, в ходе которой расследуется деятельность 400 пока не названных действующих чиновников. Однако пока все высокопоставленные фигуры, против которых были выдвинуты обвинения, – это сторонники Тимошенко.
Более того, несмотря на множество следственных действий, то обвинение, которое предъявлено г-же Тимошенко и потенциально грозит ей 10 годами лишения свободы, крайне сомнительно. Ее обвиняют в том, что она превысила свои полномочия, заключив в 2009 году с Владимиром Путиным соглашение о поставках газа по завышенным ценам.
Между тем трудно сказать, насколько политические шаги, особенно предпринятые в период кризиса, могут стать предлогом для уголовных обвинений. Заключенное г-жой Тимошенко соглашение Европейский Союз одобрил, так как оно позволило восстановить прекращенные поставки российского газа на Украину и далее на запад и избавить российско-украинскую газовую торговлю от сомнительного посредника.
Столкнувшись с критикой со стороны Запада, окружение г-на Януковича сейчас, по слухам, ищет решение, которое даст ему возможность спасти лицо. Возможно, речь пойдет об условном приговоре, который позволит г-же Тимошенко остаться на свободе, но не даст ей участвовать в следующих выборах. Международному сообществу не следует мириться с подобными циничными уловками.
Стоит заметить, что Евросоюз имеет на Украину намного больше влияния, чем на Россию. Сейчас он ведет переговоры с Киевом о свободной торговле и сотрудничестве. Европейские чиновники не хотят увязывать их с проблемами демократии при г-не Януковиче, опасаясь толкнуть Киев обратно в объятия России, которая отчаянно старается восстановить свое влияние на Украине. Тем не менее, Киев ясно дал понять, что он хочет заключить соглашение с ЕС и нуждается в нем. Украина называет европейскую интеграцию своим «стратегическим выбором».
Это дает Брюсселю влияние, которое он должен использовать. Ему следует приостановить переговоры, если не прекратится произвол в отношении г-жи Тимошенко. Торговые привилегии должны идти рука об руку с ценностями. А ценности, демонстрируемые в данном случае, явно не совпадают с теми, которых требует Евросоюз.