Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Похоже, «под ковром» мало что меняется, увы!

© коллаж ИноСМИУзбекский инвестиционный рай
Узбекский инвестиционный рай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казалось бы, раздутая шумиха вокруг скандальных разоблачений со стороны WikiLeaks, что взбудоражило многих и многое, поутихла, но все, видимо, не совсем так. В данном случае речь идет о распространенных в том числе и авторитетной The Washington Post оценках, полученных от анонимных источников, ситуации вокруг т.н. «северного маршрута» поставок в Афганистан грузов в интересах США – на сегодня главного миротворца в этой стране.

Казалось бы, раздутая шумиха вокруг скандальных разоблачений со стороны WikiLeaks, что взбудоражило многих и многое, поутихла, но все, видимо, не совсем так. В данном случае речь идет о распространенных в том числе и авторитетной The Washington Post оценках, полученных от анонимных источников, ситуации вокруг т.н. «северного маршрута» поставок в Афганистан грузов в интересах США – на сегодня главного миротворца в этой стране.

Дело в том, что опубликованные откровенные сомнения в технической надежности железнодорожной ветки Карши-Термез в Узбекистане, по которой осуществляется значительный грузопоток в афганском направлении, дали повод для комментариев по многим и не связанным с этой темой аспектам узбекско – американских отношений, что представляется по меньшей мере некорректной закулисной возней, и побуждает высказать альтернативное мнение по этим вопросам.

Прежде всего, о технической стороне. Утверждения непонятно кого и не понятно на каких основаниях о том, что упомянутая эксплуатируемая железнодорожная ветка была построена из низкокачественной стали, а колеса из-за трения раскаляются докрасна, не просто голословны и технически необоснованны, но по большому счету представляются откровенной провокацией, рассчитанной на слабонервных.

Во-первых, рельсы сделаны из стали по государственным стандартам (ГОСТ) еще советских времен и они успешно эксплуатируются как в России, так и в Узбекистане без серьезных сбоев (если кончено, их не подорвут террористы).

Во-вторых, раскаляются не колеса, а происходит сильный нагрев ободов, а также повышение изношенности тормозных колодок, что неизбежно при эксплуатации вагонов на сложных (гористых) участках дороги. Однако и в этом случае они подлежат регулярной замене, что кстати влияет и на себестоимость перевозок по железной дороге и рентабельность ее эксплуатации. Кстати, этот фактор, связанный с высокой нагрузкой на полотно со стороны грузовых составов, никак не влияет на поезда пассажирского назначения. Но дело даже не в технических премудростях, о которых, очевидно имели смутные представления источники WikiLeaks и той же The Washington Post.

Примечательно, что на этой основе возникли комментарии, в которых «сгрудились в кучу» многие вопросы, далекие от технического состояния железных дорог. Снова проявляются «подковерные» намеки на необходимость увязывать перспективы использования «северного маршрута» с результатами процессов демократизации узбекской общественно- политической системы и другими факторами. Знакомо до боли. Похоже, что принцип «сильных мира сего»: «если не удается удержать на коротком поводке нынешнее руководство, надо позаботиться о тех, кто ему придет на смену», по прежнему, если и не афишируется, то активно эксплуатируется пусть и под ковром.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на ряд очевидных обстоятельств.

Во-первых, в Узбекистане, как говорится, никто не навязывал свои услуги, в данном случае по «северному маршруту». Напротив, прежде всего США крайне заинтересованы ослабить зависимость от транспортной инфраструктуры южнее Афганистана, в том числе и по геополитическим соображениям.

Во-вторых, использование «южного маршрута» несопоставимо дороже и опаснее, чем выход на Термез. Поэтому, объективно «северный маршрут», что называется «и дешево и эффективно». В этой связи различные слухи и утверждения о чрезмерных затратах для эксплуатации «северного маршрута» представляются по меньшей мере беспочвенными.

И наконец, есть понимание того, что Узбекистан, оказывая посильное содействие процессу урегулирования ситуации в Афганистане, в том числе и возможностями «северного маршрута», также испытывает известный дискомфорт. Исходя из стратегии и тактики тех сил, которые сегодня противостоят западной коалиции в Афганистане, можно утверждать, что инфраструктура и граждане Узбекистана по сути уже превратились в потенциальные объекты для нападений террористов. Кому от этого легче?

Хочется верить, что это понимают ответственные лица в США и их союзники, отношения с которыми воспринимаются в Узбекистане как партнерские. Есть надежда на то, что официальная позиция этих стран более гибкая и адекватная, чем у некоторых тех, кто ее комментирует, используя нелепые «подковерные страшилки».