Кремль рассматривает возможность замораживания итальяно-российского гигантского проекта по строительству газопровода «Южный Поток», который должен транспортировать 63 миллиарда кубометров сибирского газа в год многим европейским странам, от Болгарии до Венгрии, Австрии и Италии. Согласно «хорошо информированным кремлевским источникам», процитированным российской экономической и финансовой газетой «Коммерсантъ», президент Дмитрий Медведев обсудит сегодня этот вопрос с немецким канцлером Ангелой Меркель в Германии. «Речь пока не идет о деталях этой инициативы. В настоящий момент Россия хочет выслушать мнение немецкой стороны и, если возможно, заручиться ее политической поддержкой», – заявил источник из Кремля газете «Коммерсантъ».
Две причины могли подвигнуть Москву на столь драматическое решение: спор с Турцией и напряженность, возникшая в отношениях с Eni, которой не нравится идея расширения участников строительства «Южного Потока» до конца 2011 года за счет французской EdF.
Участок газопровода, прокладка которого планируется по дну Черного моря, должен проходить в территориальных водах Турции. Чтобы добиться на это согласия Анкары, в августе 2009 года Москва решила принять участие в строительстве нефтепровода Самсун–Джейхан, который должен соединить турецкий берег Черного моря со средиземноморским. Сейчас Кремль пересматривает условия своего участия в проекте, который многие российкие эксперты считают «экономически невыгодным». Турция, которая хочет стать одним из наиболее важных европейских экспортеров энергии, тоже ведет сложную политическую игру вокруг «Южного Потока». «Для Турции итальяно-российский проект не представляет никакого экономического интереса. Но в геополитическом плане, связанном с контролем за газовыми потоками в направлении Европы, торговля с Россией может идти еще долго. Сначала Анкара должна была дать свое согласие в декабре 2010 года, теперь она обещает, что решение будет принято к первому ноября. Но мы опасаемся, что не будут соблюдены и эти сроки», – заявил представитель российского министерства иностранных дел, который сопровождает президента Медведева в его путешествии в Германию.
«В этой ситуации Москва может заморозить реализацию проекта «Южный Поток», одновременно увеличив экспорт газа в Европу через газопровод «Северный Поток» при поддержке такого доверенного партнера как Германия», – предположили собеседники газеты “Коммерсантъ”.
Еще 15 июля премьер–министр Владимир Путин заявил о необходимости увеличить мощность «Северного Потока», уложив на дно Балтийского моря третью трубу. «Решение Германии отказаться к 2020 году от использования атомных электростанций открывает новые возможности перед Газпромом», – подчеркнул советник президента Сергей Приходько.
Газпром не может потерять эту возможность завоевать еще большее рыночное пространство в Старом Свете. Газпром, второй по величине производитель газа в мире и немецкая компания RWE подписали меморандум о сотрудничестве в строительстве электростанций не только в Германии, но и в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Таким образом, российский колосс еще более укрепит свои позиции в производстве электроэнергии в Европе, что является одним из приоритетов Газпрома, который более не удовлетворяется ролью экспортера энергии, но хочет непосредственно контролировать процессы производства.
Кроме того, соглашение с немецкой RWE усиливает позиции Газпрома в переговорах с Китаем, который очень нуждается в российском газе, но не расположен импортировать его по международным рыночным ценам.
В результате закрытия атомных электростанций спрос на газ в Германии, как и в других европейских странах должен увеличиться на 15–20 миллиардов кубических метров в год, что гарантирует Газпрому дополнительный доход в 10 миллиардов евро. Это очень своевременно, так как расходы Газпрома должны увеличиться в связи с новым законом, который резко повышает налоги на добычу газа и нефти.
Наконец, по мнению финансовых аналитиков, временный отказ от проекта «Южный Поток» стоимостью в 15,5 миллиардов евро будет очень положительно воспринят акционерами Газпрома. «Прокладка третьей трубы газопровода «Северный Поток» будет стоить не более 3–4 миллиардов евро, в то время как газ, поступающий в Германию, можно будет транспортировать в южноевропейские страны по внутренней сети газопроводов Старого Света», – заявил главный аналитик российской инвестиционной компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.
Но речь не идет о том, чтобы окончательно распрощаться с идеей строительства «Южного Потока». Газпром неоднократно заявлял, что газопровод будет построен вне зависимости от ситуации на рынке энергии.
По словам Нестерова, Газпром в неопределенном будущем проложит, по крайней мере, одну трубу газопровода «Южный Поток», чтобы составить конкуренцию соперничающему с ним проекту прокладки газопровода Nabucco (Турция, Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия, Германия).