На самом деле созданный одиннадцать лет назад Герхардом Шредером и Владимиром Путиными «Петербургский диалог» не является местом для открытого выражения мнений и намеков с подмигиванием. Однако когда Ангела Меркель и Дмитрий Медведев во вторник в ходе немецко-российских консультаций в Ганновере посетили параллельно проходившее в уже солидном по возрасту Купольном зале (Конгресс-центра) заключительное пленарное заседание форума, федеральный канцлер решила сделать почти неуместное замечание. На заседании обсуждаются проблемы, связанные с признанием академических степеней. Российский президент говорит, что он может это только подтвердить - его как раз не представили как доктора наук, в отличие от федерального канцлера. Он всего лишь «кандидат наук», что в России соответствует докторской степени. Тут слово берет федеральный канцлер: «Я считаю, что кандидат звучит прекрасно». Присутствующие улыбаются, в том числе и Михаил Горбачев.
Г-жа Меркель никогда не скрывала того, что она видит в Медведеве модернизатора. Не секрет, что у нее другое отношение к его сопернику в ходе предвыборной кампании и нынешнему премьер-министру Владимиру Путину. Медведев никак не реагирует на эту реплику, которую можно интерпретировать как шутливое подбадривание к тому, чтобы он стал кандидатом в президенты на второй срок. Но еще раньше он рассказал о своей беседе с г-жой Меркель, в ходе которой они пришли к следующему выводу: было бы неплохо, если бы они когда-нибудь могли стать председателями координационных комитетов «Петербургского диалога». По его словам, они договорились о том, что до этого должно еще пройти некоторое время. Позднее на пресс-конференции он попросит еще немного проявить терпения, так как уже совсем скоро станет известно о том, будет ли он участвовать в выборах в 2012 году.
Нынешние председатели координационных комитетов – Лотар де Мезьер (Lothar de Maizière) и Виктор Зубков. Первый – это последний премьер-министр ГДР, а второй – заместитель Путина в Москве. По мнению некоторых участников, они является частью проблем этого форума, и сам он слишком послушен для того, чтобы серьезно обсуждать на нем актуальные темы, в том числе права человека в России, а если это и происходит, то последствия оказываются незначительными. Федеральный канцлер также подбадривает форум, и предлагает стимул: «Чем более независимыми вы будете, тем с большим удовольствием мы будем к вам приходить». И даже Медведев добавляет: лучше спорить, чем молчать.
За диалогом гражданских обществ можно было наблюдать в ходе заседания политической рабочей группы в Вольфсбурге. Представители так называемого гражданского общества в России, которые в большинстве своем оказались «близкими к власти» и, как считают в федеральном правительстве, были тщательно отобраны Москвой, жаловались на заседании, говоря о том, что отказ вручить Путину в Берлине премию «Квадрига» является «атакой на российское общество». Один из немецких участников попросил противоположную сторону о том, чтобы она провела «риторическое разоружение». К сожалению, в это время Лотар де Мезьер не присутствовал, в противном случае он, будучи сопредседателем головного союза этого объединения, возможно, смог бы объяснить, в чем его организация видит в Путине образец для Германии. Медведев по окончании межправительственных консультаций заметит по этому поводу, что любая организация должна быть свободна в принятии своих решений относительно выбора лауреатов, в противном случае можно говорить о «трусости» и «непоследовательности. Эта сцена – единственная за день, которую нельзя было назвать гармоничной.
На заключительном пленарном заседании «Петербургского диалога» некоторые участники серьезно отнеслись к призыву говорить более открыто. Но и Медведева это устраивает, так как в этом кругу он превосходит Путина как модернизтор. Так, например, исполнительный директор правозащитной организации «Мемориал» Елена Шемкова в Купольном зале смело берет слово и жалуется на мелочную опеку российского государства над неправительственными организациями. По ее мнению, каждое объединение должно ежегодно предоставлять большое количество отчетов различным государственным ведомствам и мириться с проведением проверок. Она считает, что в отношениях с государством царит «климат недоверия». Медведев кивает и говорит о том, что, действительно, существует «бессмысленные» отчеты, и в целом проблема в его стране состоит в том, что буква и дух законов не всегда совпадают.
Федеральный канцлер вначале обратилась к российским участникам форума: давайте не будем обижаться – при демократии всегда говорят только о плохом. Но, по ее мнению, существует и хорошее. Так, например, она заявила о том, что в немецкой ограничительной визовой политике, по поводу которой в течение многих лет было немало жалоб, будут «послабления». По словам Меркель, федеральное правительство до последнего времени тормозило этот процесс, но с введением предупредительной базы данных по визам создана необходимая защита от преступных элементов. Это известие понравилось участникам форума.
Однако на этом хорошие новости для русских закончились. Когда Зубков, являющийся также главой совета директоров Газпрома, предложил Германии природный газ в почти неограниченном количестве, федеральный канцлер заметила, что изменения в энергетической политике действительно создают в переходный период дополнительную потребность в ископаемых энергоносителях. Однако такого большого количества газа не нужно. И после этого она добавляет: «Это не антигазпромовская речь».