Москва в среду открыла дорогу Total к участию в арктическом газовом проекте на Ямале, исключив французского энергетического гиганта из-под действия законов, ограничивающих участие иностранных компаний в стратегических секторах экономики России. Большинство разрабатываемых месторождений газа России находятся в последней стадии упадка, вынуждая Москву активно посматривать в сторону своих нетронутых арктических запасов с целью добиться соответствия растущему спросу на европейских рынках. Ямальский полуостров является средоточием крупнейших запасов газа в мире, по некоторым оценкам, поставок отсюда хватило бы для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на десять лет. Однако эти запасы залегают в замороженной болотистой местности в арктической части Сибири, за тысячи километров от любых рынков, что осложняет задачу извлечения и доставки этого газа. Total и российский производитель газа НОВАТЭК уже составили план разработки и строительства к 2015 году всего необходимого для технологии сжиженного природного газа (СПГ), значительно снизив инфраструктурные и транспортные расходы. При том, что СПГ может дать финансовые преимущества по сравнению с газопроводом Ямал-Европа, технические, экологические и политические проблемы остаются.
Спрос на природный газ в Европе, по прогнозам, должен значительно вырасти в ближайшее десятилетие, особенно учитывая решение Германии отказаться от использования атомной энергии. Россия хочет сохранить свою стратегическую роль как главного поставщика энергоресурсов континента. Однако традиционные газовые месторождения России, по большей части разрабатывавшиеся еще в советские времена, сейчас дают критически низкие объемы добычи. Россия должна разработать свои нетронутые ранее месторождения природного газа, большинство из которых расположены за Полярным кругом, в особенности на полуострове Ямал. На полуострове находится, по оценкам, от 30 до 50 триллионов кубических футов природного газа - достаточное количество, чтобы обеспечить энергетические нужды Европы на целое поколение.
Проблема с полуостровом Ямал, как и со всеми месторождениями в Арктике, в том, что усилия по их разработке сталкиваются с огромными экологическими и техническими трудностями. Российская тундра либо замерзшая, либо болотистая, в зависимости от сезона, что сильно осложняет доступ к почве и бурение. Более того, огромное расстояние от запасов Ямала до ближайшего европейского дистрибьюторского центра потребует осуществления крупнейшего в мире трубопроводного проекта, длиной более чем в три тысячи километров, пятьсот из которых будут проходить по осадочной и нестабильной местности. Таким образом, обычный способ доставки газа по трубе становится очень затратным вариантом как для России, так и для Европы, которым не хватит финансовых стимулов для реализации подобного проекта. Общая стоимость строительства подобного трубопровода может превысить 250 миллиардов долларов.
Технология СПГ предлагает альтернативу трубопроводной модели. Охлаждая природный газ до сжиженного состояния - при температуре минус 260 градусов по Фаренгейту - производители могут уменьшать его объемы настолько, что газ становится возможным транспортировать морем. И здесь вступает в игру партнерство с Total, так как компания, как ожидается, будет разрабатывать и строить мощности по сжижению газа на полуострове Ямал. Москва обладает ограниченными возможностями в области крупномасштабного производства и распространения СПГ - большая часть из этих возможностей была получена лишь в последнее время при освоении Штокманских месторождений. Между тем французский энергетический консорциум является лидером в этом секторе уже почти десятилетие. Система СПГ позволит избежать дорогостоящего наземного проекта, вместо этого сконцентрировав усилия на гораздо более дешевом строительстве сжижающих мощностей и средств отправки. Месторождения Ямала расположены близко к океану, и это делает морскую доставку привлекательной возможностью, при том, что экстремально низкие температуры этого региона способствуют уменьшению энергетических и финансовых затрат на охлаждение газа до жидкого состояния.
В то время как разработка систем СПГ создает преимущества для России в теории, их применение на практике сталкивается с серьезными трудностями. Транспортировка СПГ зависит от возможностей экспортера использовать морские пути - в этой проблеме задействован Северный Ледовитый океан. Полуостров Ямал зимой покрыт льдом, и такая ситуация требует того, чтобы либо ледоколы прорубали путь танкерам, либо были построены громадные по размеру хранилища, где СПГ будет храниться до тех пор, пока не растает лед. Оба сценария влекут за собой ощутимые затраты, особенно учитывая, что у России есть лишь четыре работоспособных ледокола, которых вряд ли хватит для того, чтобы обеспечивать морской трафик через льды, который, предположительно, должен расходиться по разным направлениям из места, которое станет одним из крупнейших терминалов СПГ в мире. Даже летом водный путь от Ямала в крупнейшие европейские порты осложняется высокой концентрацией айсбергов, что вызывает необходимость строительства специальным образом сконструированных танкеров для перевозки СПГ, с толстым корпусом, способных противостоять льдам, и дорогих. Страховка для судов, идущих в столь опасных водах, также серьезно уменьшит прибыльность перевозок СПГ.
В дополнение к затратам на морскую перевозку и опасностям, решение проблемы через СПГ может лишить Москву ее самого сильного инструмента во внешней политике: возможности регулировать газовые цены со стороны поставщика. В отличие от доставки по трубопроводам, система СПГ предполагает, что цену будет устанавливать покупатель на открытом рынке. Этот сценарий снижает возможности России использовать ценовые рычаги для угрозы тем странам, которые зависят от российского природного газа.
Несмотря на эти оговорки, Россия упорно работает над тем, чтобы обеспечить маршрут СПГ в качестве жизнеспособной возможности экспорта газа. Вдобавок к договору о партнерстве с Total, Россия заказала несколько танкеров для перевозки СПГ ледового класса в Южной Корее, чтобы решить проблему арктической морской доставки. Москва также начала разрабатывать свою собственную инфраструктуру СПГ на Штокманских месторождениях.
У Москвы практически нет иного выбора, кроме как начинать разрабатывать запасы на Ямале. Либо она выведет на рынок новый источник природного газа, либо утратит основу для формирования своей экономики (как и один из своих самых сильных политических инструментов). Вне зависимости от средств доставки, запасы природного газа Москвы дают ей в руки критически важный рычаг при решении вопросов с государствами-бывшими сателлитами Кремля и с Западной Европой. Будущее России в действительности по природе своей связано с ее возможностью оставаться основным поставщиком природного газа в Евразии - эти позиции она может сохранить только при условии разработки месторождений Ямала.
Москва также подумывает о возможности диверсификации своих маршрутов поставок газа, возможно постепенно переключившись с европейского рынка на рынки восточной Азии. Россия сознает ту власть, которую ее энергетические богатства могут давать - она уже видела результаты этого в Европе. Сейчас Москва хочет добиться аналогичных результатов и по другую сторону мира. Однако с целью добиться расширения рынка на восток России нужны не только новые источники энергоресурсов, но и новые пути доставки оных на эти рынки.
Москва остро осознает, что если она окажется неспособной удовлетворять требования рынка, Россия потеряет все политические преимущества, базирующиеся на доставке природного газа по трубопроводам. Кремль больше потеряет, если не сможет снабжать Европу (а впоследствии и Азию) природным газом, чем если построит систему СПГ. Предоставив возможность Total работать на месторождениях Ямала, Россия ясно демонстрирует признаки решимости разрабатывать северные месторождения, и это явный признак того, что в будущем она готова полагаться на СПГ.