Белоруссия, кажется, наконец запускает свою программу приватизации, и она не стесняется признавать, кто будет скупать бОльшую часть ее управляемой государством промышленности - Россия.
«Мы открываем экономику для реального и облегченного доступа нашим партнерам по Таможенному союзу», - заявил премьер-министр Михаил Мясникович в интервью спутниковому телеканалу Russia Today. «Наши российские партнеры всегда будут иметь преимущественные права».
Россия давно нацеливается на ряд государственных компаний, которые доминируют в белорусской экономике - распродажа госкомпаний была тем условием, которое Москвы вынудила Минск принять в обмен на спасательный кредит ЕврАзЭС на 3 миллиарда долларов - но некоторые российские компании на данный момент ломаются, набивая себе цену.
По данным информационного агентства «Прайм», Мясникович заявил, что Белоруссия ведет переговоры о продаже долей в «Гродноазоте» - «Сибуру» и «Роснефти», в «Нафтане» - «Лукойлу», в «Белтрансгазе» - Газпрому, и в Мозырском НПЗ - «Роснефти», а также в МАЗе и в «Интеграле» - «Ростехнологиям». Однако он пожаловался, что «Лукойл» затягивает решение вопроса с «Нафтаном», а «Роснефть» отрицает, что ведутся какие-либо переговоры. «Возmмите химический комплекс - «Лукойл» решает вопрос с «Полимиром», который является частью одного комплекса с «Нафтаном», уже два года, и мы хотим услышать «да» или «нет», - заявил Мясникович в интервью Russia Today, предупредив: «У нас есть альтернативные предложения».
Это уже знакомый рефрен со стороны Белоруссии, но редко оказывается, что за ним стоит что-то серьезное.
Эксперты говорят, что крупнейшие российские компании выглядят не особенно впечатленными и жизнерадостными по поводу белорусского нефтехимического сектора. «Российская заинтересованность в нефтеперерабатывающих активах в Белоруссии - это не активный процесс, и она сильно зависит от рыночной ситуации», - говорит главный специалист по слияниям и поглощениям «Альфа-банка» в Белоруссии Олег Андреев в интервью «Прайм».
«По «Гродноазоту» российские «Сибур» и «Роснефть» ответили отрицательно, я и полагаю, что ключевыми фаткорами тут были цена сырьевых материалов и стоимость самого актива», - говорит Андреев, добавляя, что приобретение «Лукойлом» «Нафтана обсуждалось в 2007 и 2009 годах, но из этого ничего не вышло.
Еще одно широко обсуждаемое российское приобретение - производитель удобрений «Беларуськалий» - тут сделка также пробуксовывает.
«Уралкалий» не направил свои предложения по поводу своей роли в приватизации «Беларуськалия», - сказал Мясникович на Russia Today. «Я не знаю, возможно, они не хотят его».
Между тем директор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов говорит, что приобретение Мозырского НПЗ «Роснефтью» было бы неразумным при нынешних обстоятельствах - «Газпромнефть» и ТНК-ВР уже владеют долями в белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Однако Симонов заявил, что, по крайней мере, одна покупка точно произойдет, Газпром, весьма вероятно, приобретет оставшиеся 50% в газопроводной монополии «Белтрансгаз».
И тем не менее, Россия решительно настроена на то, что приватизация будет продолжаться.
Белоруссия получила только первые 800 миллионов долларов транша кредита «ЕврАзЭС» в июне, но Россия уже предупреждает о последствиях, если ее маленький сосед со своей стороны не выполнит условия сделки.
Российский министр финансов Алексей Кудрин заявил, что условия могут быть пересмотрены, если белорусское правительство не осуществит серьезные шаги, направленные на то, чтобы справиться со своим экономическим кризисом. Он повторил, что приватизация может дать дополнительные ресурсы для экономики. «Если правительство не готово использовать этот резерв, я уверен, что кредитная поддержка будет менее оправданной», - заявил Кудрин, как цитирует его агентство «Прайм». «Белоруссии нужно помогать только после того, как она начнет действовать».