Грозный - 26-летняя Милена лежит на диване и пьет воду, благословленную исламским целителем, который сидит неподалеку, читая строчки из Корана, чтобы вылечить ее депрессию.
За дверью длинная очередь пациентов в государственном Центре исламской медицины ждет, надеясь, что работники центра вылечат глубокие психологические раны, оставленные годами войны в этом нестабильном регионе Северного Кавказа.
Около 15 лет прошло с тех пор, как ее брат был убит во время первой сепаратистской войны, и больше десяти лет после того, как вторая чеченская война заставила ее семью покинуть родной дом. Милена является одной из тысяч чеченцев, которые обратились к традиционной «исламской» медицине за облегчением.
Центр в горном регионе процветает параллельно с возрождением ислама, который поддерживает лидер Рамзан Кадыров после многих лет репрессий светскими коммунистическими властями.
В трехэтажном здании в столице республики, городе Грозном, 11 целителей прописывают терапии для любого приходящего к ним.
«Мы принимает около 150 человек в день, и работаем круглосуточно», - заявил глава центра Дауд Сельмурзаев.
По его словам, с момента открытия два года назад через центр прошло около 150 тысяч человек для процедур, которые популярны в некоторых ответвлениях Ислама, но порицаются в других.
Лечебные зачитывания Корана обычно занимают около получаса, рассказал он.
«Люди понимают, что Коран представляет милосердие Аллаха, и именно в нем спасение от многих болезней», - сказал Сельмурзаев.
Большая часть пациентов лечится от депрессии или засилья бесами –общепринятого понятия в Чечне.
Спрос настолько велик, что центр планирует открыть новую больницу в регионе после окончания мусульманского святого месяца Рамадана, который должен начаться в России первого августа.
Центр является последней из целой серии религиозных инициатив Кадырова, которые противоречат российской светской конституции, и которые вызвали возмущение правозащитников и многих чеченцев.
Алкоголь почти запрещен, закусочные закрылись в 2010 году на целый месяц Рамадана, а женщины обязаны носить платки в государственных учреждениях – этот закон, подписанный в 2007 году, является прямым нарушением Конституции.
Правительство выпускает вечернюю телепрограмму, которая рекламирует Центр исламской медицины и его исцеляющие способности.
Старые раны, свежие муки
Почти каждый из 1,3 миллиона жителей региона пострадал от насилия и последствий двух сепаратистских войн, которые случились после распада Советского Союза.
Милена, чья семья покинула Грозный во время российских бомбардировок, недавно вернулась в то, что осталось от ее родного дома. Она сама помогала восстановлению дома и переселилась вместе с родителями и сестрой.
Ее брат пропал, когда семья бежала из Грозного, и считается погибшим.
«События этих лет оставили свой след. Депрессия привела меня в Центр исламской медицины», - сказала Милена, отказавшись назвать свою фамилию.
По мере того, как заживают раны, оставленные войнами, появляются новые муки.
Кремль рассчитывает на Кадырова для поддержания хрупкого мира в Чечне и для контроля боевиков. Растущее число сторонников сепаратизма по всей территории Северного Кавказа желает создать независимое исламское государство.
Правозащитники считают, что Москва закрывает глаза на многочисленные нарушения прав человека, которые совершает Кадыров и подконтрольные ему правоохранительные органы во время их борьбы с сепаратизмом.
Кадыров неоднократно отрицал обвинения в похищениях, пытках и других формах насилия.
Злые духи
Психологи и врачи работают в Чечне, но считают, что их пациентов сдерживает культура гордости. Боязнь наказания со стороны властей также заставляет многих замалчивать свои жалобы и не обращаться за помощью в разрешении своих проблем, считают медики. Пациенты Центра исламской медицины получают помощь, но им не приходится говорить напрямую о своих проблемах.
«Число людей в нашей республике, которые страдают от растущих психологических болезней, связано с двумя войнами», - считает мулла Аликхан.
Как и многие чеченцы, он относит симптомы к духам бесов, которые, по его словам, охотятся в регионе.
«Бесы обычно живут в труднодоступных местах, и теперь они переезжают в города и деревни. Мы должны особенно следить за нашей молодежью. Как правило, бесы охотятся за молодыми, так же как и здоровыми», - отметил Аликхан, отказавшись назвать свою фамилию.
Многими пациентами центра являются молодые люди, у которых мало прямых воспоминаний о конфликте.
34-летняя Раиса Ждамалдаева сообщила, что ее 10-летний сын отказывался молиться, пока она не отвела его в центр, где он прошел лечение.
«Я так рада, что Кадыров построил центр», - сказала она. «Теперь он не пропускает ни одной молитвы».