Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Когда-то в этой стране между гражданами существовало неписаное соглашение, негласный союз. Никто не называл его таким образом. Никто не использовал подобных формулировок. Однако это означало (более или менее) следующее: место, в котором мы живем, ставит перед нами вопросы жизни и смерти; мы – народ жизни и смерти. Поэтому мы обязаны нести ответственность друг за друга. Во всем - в хорошем и дурном. Здесь не будет бездомных, не будет безработных, не будет людей, лишенных права на получение образования, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение.
Никто не собирался вводить здесь коммунизм по советскому образцу. И даже идеальный скандинавский социализм никто не планировал строить в этой стране. Однако было ясно, что нельзя превращать Израиль в американский Содом, в котором каждый человек предоставлен сам себе и воле случая. На этой обетованной земле должны соблюдаться базовые принципы социальной справедливости. В этой опасной, в этой разрываемой противоречиями стране следует сохранять приемлемый уровень социального неравенства между бедными и богатыми. Основные государственные ресурсы должны принадлежать всем гражданам. В государстве, которое требует от индивида подвергать свою жизнь постоянному риску во имя общества, общество несет ответственность перед индивидом и гарантирует ему социальную защищенность.
Четверть века назад израильское общество нарушило это неписанный закон, расторгло негласный союз. Израильская финансово-политическая элита обнаружила, что коммунистические режимы пали, социалистический эксперимент потерпел фиаско и что самой модной мировой тенденцией является всеобщая приватизация. Финансовая верхушка с жадностью набросилась на израильскую систему социального благосостояния и лишила ее всякого смысла. Израильская финансовая верхушка с жадностью набросилась на государственные ресурсы, принадлежащие всем гражданам, и присвоила себе большую их часть. Израильскую финансовую верхушку не интересовало будущее страны. Она действовала бездумно, иррационально. Она ликвидировала израильскую социал-демократическую модель, не заменив ее при этом на подлинную рыночную экономику со свободной конкуренцией.
Новый социально-экономический порядок, изобретенный финансово-политической элитой, базируется на двух простых принципах: максимальная конкуренция среди низших слоев общества и минимальная конкуренция среди высших. Низкая зарплата трудящимся, сверхприбыли владельцам крупного капитала. Нулевой кредит для наемного работника, щедрый, стратегический кредит для олигарха. Беспощадная война с профсоюзами, полное содействие картелям, монополиям и дуополиям. Так в течение короткого времени обетованная земля стала разбойной и грабительской. Новый израильский капитализм не был ни народным, ни либеральным. Новый израильский капитализм был «свинским». Он поработил рабочий класс, нанес сокрушительный удар по среднему классу и лишил молодых израильтян всякой надежды на будущее.
То, что происходит летом 2011 года на бульваре Ротшильда, в городах израильской периферии, в социальных сетях в Интернете – это не просто протест против высоких цен на продукты питания и жилье. Речь идет о контрреволюции. Спустя два десятилетия после того, как малочисленная финансово-политическая верхушка грубо расторгла негласный союз со всем остальным населением страны, граждане восстают против финансово-политических баронов. В определенном смысле это явление довольно опасно для государства. Контрреволюционный бунт заражен популизмом и заряжен ненавистью. Его участники зачастую не делают различий между производительным и грабительским капиталом. Они игнорирует основные законы современной экономики.
И все же это явление можно считать оправданным, его следует приветствовать. Впервые за последние четверть века возникла реальная угроза «свинскому» капитализму. Впервые после ликвидации социалистической модели израильские капиталисты вынуждены держать ответ перед гражданским обществом. Наконец-то финансовой аристократии Израиля приходится немного попотеть. Наконец-то они начинают понимать, что их могущество имеет свои пределы и что за свое высокомерие им придется заплатить определенную цену. Грабительский режим с его предельной концентрацией ресурсов и капитала, при котором мы жили в течение столь долгого времени, дает трещину.
Время сложное, любые действия требуют осторожности, логического обоснования и продуманности. Нельзя забывать, что израильская экономика все-таки одна из самых успешных в мире. Нельзя забывать, что в последние годы в стране произошло настоящее экономическое чудо. Нельзя очернять предпринимателей и промышленников, которые добились невероятных успехов. Но в то же время невозможно более игнорировать нарастающий протест против социальной несправедливости. Невозможно и далее игнорировать то, что происходит на улицах и площадях. Невозможно мириться с непомерными ценами, с постоянным увеличением разрыва в доходах между бедными и богатыми гражданами. Невозможно мириться с тем, что слабых бросают на произвол судьбы.