Максим Мищенко – лидер движения «Россия Молодая» - объединения студентов, намеревающихся отстаивать права граждан и – в первую очередь – молодежи. Будучи сторонником Путина, Мищенко утверждает, что ему также близок бывший лидер французского Национального Фронта Жан-Мари Ле Пен.
Le Courrier de Russie: Какими Вам видятся президентские выборы 2012-го года?
Максим Мищенко: Я считаю, что более значимую роль сыграют думские выборы декабря 2011-го года. Особенность России в том, что исход президентских выборов предопределяются выборами думскими: так было и в ходе последних выборов 2008-го года. Если партия власти выиграет думские выборы, выборы президента пройдут очень спокойно. Разумеется, оба лидера – Медведев и Путин – предварительно согласуют кандидатуру, которая будет выдвинута: они обладают общей политической силой, которую они должны использовать в ходе этих выборов.
- То есть, по-вашему, не исключено, что президентом не станет ни Путин, ни Медведев?
- Разумеется: у Зюганова по-прежнему большой электорат, кроме того есть Владимир Жириновский, [Сергей] Миронов… У нас подлинный политический плюрализм.
- Стало быть, речь идет о подлинно демократических выборах?
- Конечно. А, впрочем, что такое – подлинно демократические выборы? Это когда хулиганы с парижских окраин принимаются жечь автомобили, и вдруг появляется Саркози с волшебной палочкой и убеждает всех в том, что он – панацея от всех болезней страны? Или когда его конкурента Доминика Стросс-Кана обвиняет горничная, а он потом все отрицает? Это и есть демократия?
- Я задаю этот вопрос потому, что другие эксперты заявляли нам прямо противоположное.
- Видите ли, существуют различные варианты демократии. Возьмите, к примеру, британскую парламентскую монархию, и вы увидите, что там есть одна личность – Ее Величество Королева – наиболее могущественная особа в мире, по-прежнему царствующая в Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Если бы она захотела, она могла бы назначить премьер-министром любого бомжа, хотя, в конечном счете, по традиции на этот пост назначается лидер парламентского большинства.
- Какова же изнанка демократии в России?
-У нас здесь два противоречия. Нам предстоит борьба Медведева и Путина с теми, кто представляет российскую элиту, противящуюся модернизации страны, то есть против силовиков и бизнесменов… а также губернаторов, больше всего на свете не желающих осложнять политическую ситуацию. Но подлинная проблема заключается в отсутствии идеологии. После развала СССР конституция запрещает правительству исповедовать какую-либо идеологию, а это приводит к тому, что чиновники не знают, как им себя вести.
- А Путин и Медведев в силах это изменить?
- Да, и это уже происходит. Стратегия 2020 представляет собой идеологический манифест партии власти – Единой Росси. Но проблема в том, что эта партия служит также прибежищем для тех, кто стремится лишь к защите собственных экономических интересов. В России не хватает политической культуры: будучи депутатом Думы, я ясно вижу, что некоторые депутаты купили свои мандаты. У нас Госдума – аналог французской Национальной ассамблеи или Конгресса США, но система несовершенна, так как губернаторы отстаивают собственные интересы.
- И с Вашей точки зрения, это положение – причина политического застоя в России?
- Да, все дело в тех людях, о которых я говорил. Путин и Медведев стараются придать динамику политической жизни страны, но этому должен предшествовать период относительной политической стабильности.
- Каковы шансы Михаила Прохорова победить на выборах?
- Шанс у него есть, но он невелик. Его шансы были похоронены во Франции: россияне никогда не забудут скандал в Куршевеле (российский миллиардер и лидер партии «Правое Дело» Михаил Прохоров был задержан в Куршевеле в начале 2007-го года в рамках расследования дела об организации проституции. После допроса в Лионе в качестве свидетеля он был отпущен – прим.ред.).
- Что вы думаете о президентском сроке Дмитрия Медведева? Чего он добился?
- Он мне нравится: он молодой, современный. Мы видели, как в общество внедрялись новые технологии; это настоящий прогресс для России.
- За кого бы вы проголосовали, если бы вам пришлось делать выбор между ними двумя?
- Сложно сказать, я не стану отвечать. Многие политики пытаются развести Путина и Медведева: они делают ставку на одного из них, чтобы заработать денег. Путин более жесткий, но ведь это он спас Россию от развала, именно за это его и выбрал Ельцин.
- Так что же Путин сделал – или делает и поныне– для России?
- Он привносит стабильность в нестабильную страну: его долг – сотворить чудо. Он защищает нас от отравы, поступающей извне.
- Ваша движение относится к ультраправым. За что вы выступаете?
- Мы не фашисты. Мы скорее близки к вашему французскому Ле Пену.
Россия – многонациональная страна. Если сравнить ее с супом, то она – бульон из множества этнических групп. Нам необходимо объединиться в одну супер-национальность, в элиту, складывающуюся из нескольких национальностей.