Кажется, идея организации общего штаба европейской обороны окончательно предана забвению. Решительное и окончательное нет Великобритании в ходе Совета по иностранным делам, прошедшее в Брюсселе 18 июля этого года, не оставляет особых надежд. Британский министр иностранных дел Уильям Хэйг назвал три причины, по которым Великобритания отказывается участвовать в постоянном оперативном Генеральном штабе: «Во-первых, речь идет о повторении структур НАТО и, следовательно, ведет к постоянному отрыву планирования Европейского Союза от планов НАТО; во-вторых, речь идет о принятии гораздо более дорогостоящего решения по сравнению с нынешними; в-третьих, можно многого добиться, улучшив уже существующие структуры».
Речь идет прежде всего о Европейском оборонном агентстве, учрежденном в 2004 году с целью развития оборонной мощи Евросоюза и усиления сотрудничества в области вооружений и укрепления технологической и индустриальной базы европейской системы обороны. Итак, нет двойнику НАТО – такова по существу позиция правительства Великобритании, которая повторяет историческую позицию Соединенных Штатов.
Европейский Союз удаляется от создания общей оборонной базы и, по–видимому, судя по заявлению английского министра, окончательно и бесповоротно. Но нужно учитывать и другую очевидную и фундаментальную сторону вопроса: Великобритания – единственное государство из 27 стран-членов Евросоюза, которое наложило вето, в то время как 26 других стран высказались позитивно. Среди них наиболее активно отстаивают проект создания общего штаба обороны (предложение было выдвинуто Полномочным представителем по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон) государства так называемого «Веймарского треугольника»: Франция, Германия и Польша, то есть два исторических локомотива объединенной Европы и локомотив стран Восточной Европы, которые вошли в Евросоюз менее десяти лет тому назад (Польша входит в него с 2004 года).
Именно Польша, которая с 1 июля стала во главе Евросоюза на следующие полгода, тут же поставила на повестку дня в качестве приоритетного вопроса задачу развития европейской оборонной мощи. Ни для кого не является тайной, что польское правительство считает возрождение российского потенциала и растущее влияние России на бывшие советские республики Восточной Европы поводом для беспокойства. Польша многое приобрела бы в организованной и сплоченной Европе на стратегическом уровне, поскольку, как кажется, роль НАТО снизилась и единственной альтернативой этому является прямое обязательство США в зоне. В этих обстоятельствах Варшава потребовала от Германии «доказательств доверия», уверенная в поддержке немецкой державы.
Берлин, со своей стороны, согласился внести предложение о создании Генерального европейского штаба, но, кажется, больше по мотивам удобства, чем из реальной убежденности о необходимости такого шага. Как пояснила аналитическая компания Stratfor, Германия таким образом хочет дать понять Польше и остальным странам Центральной Европы, что ее отношения с Россией, которые укрепляются, особенно в области энергетики, не представляют никакой угрозы. Следовательно, поддержка создания европейского Генерального штаба представляет для Германии классическую возможность убить сразу двух зайцев: продолжить свои экономические отношения с Москвой и в то же время дать понять Евросоюзу, что он всегда может рассчитывать на Берлин.
С точки зрения Кремля, создание европейского Генерального штаба – это еще наименьшее из зол, особенно учитывая промежуток времени, который для этого потребуется. Действительно, Польша, занятая сплочением Евросоюза, представляется менее «опасной» по сравнению со страной, которая делает ставку на союзы меньшего размера на местном уровне, более маневренные и в которых Польша в состяонии играть главенствующую роль. Достаточно вспомнить о Вышеградской группе, в которую входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия и которая 12 мая этого года решила создать военную группу, межнациональное объединение пехотных и танковых подразделений. Также предусматривается совместное военное обучение, обмен know how и информацией. Россия прекрасно отдает себе отчет, что проект создания сплоченной Европы в военном плане встретит бесконечное количество препятствий, что и подтверждает решительное нет Великобритании, сказанное 18 июля этого года.
Следовательно, такая важная зона, как восточно–центральная может усилить тенденцию к разъединяющим явлениям в Евросоюзе,если в Совете по вопросу проекта общей системы обороны она все время будет встречать препятствия. То, что создание постоянного оперативного Генерального штаба сталкивается с существованием НАТО, означает откладывание в долгий ящик построение Евросоюза, хозяина своей судьбы.