Российский президент Дмитрий Медведев продолжает свою программу увольнения генералов и других высокопоставленных офицеров, которые выступают против его военных реформ. Самыми последними жертвами стали генерал, отвечающий за электронное военное оборудование, а также глава мобилизационного управления, глава академии космических войск, и ряд высокопоставленных военных прокуроров. Другие высокопоставленные военные руководители находятся под давлением выбора - либо исполнять то, что от них требуют, либо потерять свои посты, и на данный момент Медведев четко дал понять, что это не пустая угроза.
Все это началось тогда, когда ранее в этом месяце Медведев объявил, что призыв будет отменен как можно скорее (в течение десятилетия или около того), и что вооруженные силы (в первую очередь, армия) изменят форму, став более профессиональными и комплектующимися исключительно на добровольной основе. Да и другого выбора практически нет, ведь число молодых людей, набираемых по призыву, неуклонно снижается. Генералы признают, что меньшие по размеру вооруженные силы подразумевают отказ от использования огромного числа войск и танков для побед в сражениях, как это было во времена Второй мировой войны. Многие генералы не согласны с новой программой, но им было приказано заткнуться и заставить новую программу работать (под угрозой увольнения). Подобные увольнения могут стать эквивалентом социальной и экономической «гибели», потому что быть генералом на действительной службе означает очень много в плане социального статуса и экономических привилегий.
Послание доходит не до каждого. Ранее в этом году, следуя своей угрозе, Медведев уволил полдюжины высокопоставленных генералов, полковников, занимающих эквивалентные должности гражданских лиц и чиновников сектора материально-технического обеспечения за неисполнение своих обязанностей. Медведев пообещал и дальше увольнять, если в работе Министерства обороны не будет наблюдаться значительных улучшений. В данном случае Медведев был разочарован задержками в расходовании средств на новое оружие и оборудование. Военные просили об этих материалах с 1990-х годов, и весьма четко указывали, что именно им требуется. Но бюрократы из Министерства обороны никак не выдают заказы на приобретения изголодавшимся по наличным средствам российским оборонным компаниям. Медведев потребовал информации о том, кто несет ответственность за этот бардак, и заметил, ровно в стиле старых недобрых дней, что этих людей надо отправлять в трудовые лагеря. Этот отсыл к жестокостям сталинской эпохи (особенно в отношении чиновников, которым не удается выполнить поручения) по-прежнему очень популярен в России.
Это уже не первый раз, когда у Медведева возникают проблемы с руководством Министерства обороны, и с высокопоставленными офицерами, которые получили образование и сделали карьеру в советское время. Его послание (реформируйте или будете уволены) продолжает наталкиваться на сопротивление, несмотря на растущий список отправленных в отставку генералов. Многие из чиновников Министерства обороны также оказываются выгнанными с работы. Например, в начале года два высокопоставленных руководителя Российского космического агентства (Роскосмос) плюс несколько управленцев более низкого уровня были уволены. Причиной стала утрата ракеты-носителя «Протон» из-за плохого качества управления и надзора. 17 декабря прошлого года Россия потеряла три навигационных спутника ГЛОНАСС, когда ракета «Протон», выводившая их на орбиту, сломалась, и спутники упали в Тихий океан. Ракета «Протон» была неправильно заправлена топливом, что вызвало дисбаланс в ней, из-за которого она не смогла выйти на орбиту. Медведев говорит на полном серьезе, и будет очевидно продолжать увольнять высокопоставленных лиц до тех пор, пока до всех не дойдет, (что он не шутит).
Быстрое и безотлагательное отправление в отставку столь многих высокопоставленных руководителей - это старая практика в России. Тут есть давняя традиция «вертикального удара», когда увольняются несколько высокопоставленных лидеров в одной цепи командования (не всегда увольняются, порой даже казнятся, по крайней мере в старые времена), когда в зоне их ответственности возникал провал. Этот подход не пользуется популярностью на западе, где наблюдается тенденция увольнять по возможности как можно меньше людей в случае серьезной неудачи. После 11 сентября 2001 года, например, никого не уволили.
Но вертикальная рубка по-прежнему существует в некоторых областях. В ВМС США, например, если происходит инцидент, отправляется в отставку капитан корабля, и зачастую еще ряд офицеров. Тем самым признается тот факт, что инциденты с кораблями могут обходиться очень дорого, и может погибнуть много людей. Хотя увольняемым офицерам это и не нравится, но большинством морских офицеров признают в «вертикальном ударе» неизбежное и необходимое зло. Всегда имеется достаточно количество достойных офицеров, которые способны заменить увольняемых, и те, кто приходит на смену уволенным, испытывают страх перед подобной практикой, и он заставляет их работать лучше.
Медведев следует данной политике, уверенный в том, что есть много более молодых и более способных офицеров и управленцев, готовых прийти на смену. И когда они придут, у них не будет никаких иллюзий по поводу того, что произойдет, если они не выполнят задачу.