Тольятти – Renault и российская компания «АвтоВАЗ» находятся в семи месяцах от выпуска первой совместно разработанной машины после почти трех лет сотрудничества – такая скорость может помешать планам по лидерству на российском рынке.
Автопроизводители строят совместную платформу на территории «АвтоВАЗа» стоимостью 577 миллионов долларов для сборки 900 тысяч машин в год на заводе в Тольятти, который сможет производить модели Renault, Nissan и «Лада».
Первая «Лада» не сойдет с конвейера по крайней мере до февраля.
Модели Renault вряд ли производут до 2013 года, заявили представители компании, имея ввиду, что французская компания не может производить больше 160 тысяч машин в год в течение двух лет на своем московском заводе, не попадая на быстро улучшающийся рынок.
«Главным препятствием инвестирования в Россию является скорость. Имеется огромный потенциал, низкий уровень машин на душу населения и желание правительства модернизировать автомобильное производство. Но скорость против конкурентов [является главным препятствием]», - заявил Франсуа Провост (Francois Provost) , заместитель управляющего директора Renault в России.
Компания Renault борется с западными конкурентами, включая General Motors , Ford и Volkswagen за долю российского рынка, который, как предполагается, удвоит продажи к 2015 году, достигнув четырех миллионов единиц к середине десятилетия.
Все производители подписали соглашение по указу №166 - плану по стимуляции местного производства иностранными автопроизводителями в обмен на таможенные льготы на комплектующие.
Этот указ не помогает «АвтоВАЗу», так как сводит на нет выгоду от обширной местной цепочки поставок, созданной за 45 лет существования компании.
«У нас много проблем с указом №166 . Конкуренция придет, и будет бороться за каждую машину, и не будет платить ни копейки таможенных сборов», - сказал глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров гостям на специальном ужине в Тольятти.
Болезненно медленно
Компания Renault купила 25% акций государственного «АвтоВАЗа» в 2008 году за один миллиард долларов, что выглядело каак непродуманное решение на фоне того, что в 2009 году правительству пришлось помогать российскому автомобилепроизводителю в связи с мировым финансовым кризисом и его влиянием на индустрию.
Компания Renault согласилась поддержать компанию технологиями и опытом, и рынок невероятно быстро восстановился: на 30% вырос уровень продаж в 2010 году, а в 2011 году ожидается рост продаж на 40% .
Альянс Renault-Nissan поставил себе цель добиться 40% российского рынка, что равняется 1,6 миллиона проданных единиц в год, по сравнению с 34,4% в прошлом году.
Но многомесячные переговоры между акционерами компаний Renault и «АвтоВАЗ» о контрольном пакете не предвещают скоро закончиться, в то время как процесс интегрирования двух компаний может стать предупреждением для других западных компаний, которые хотят овладеть российскими государственными компаниями.
«Прогресс болезненно медленный, несмотря на серию заявлений о планах по новым моделям и инвестициям», - сказал аналитик IHS Тим Уркухарт (Tim Urquhart).
«Еще предстоит достигнуть соглашения о том, чтобы компания Renault овладела контрольным пакетом акций «АвтоВАЗа» - растет конкуренция со стороны иностранных изготовителей оборудования в России, и долгосрочная макроэкономическая ситуация представляется в какой-то степени неуверенной», - добавил он.
Культурный шок
Интеграция Renault с «АвтоВАЗ», который базируется на берегу Волги в городе Тольятти к юго-востоку от Москвы, потребовала новых производственных мощностей и ассимиляции культуры и языков.
Около 160 переводчиков работают в компании, согласно одному менеджеру .
Патрик Хеммер (Patrick Hemmer), лидер проекта нового цеха по ходовой части на заводе, сказал, что новый завод строится на 50% работниками Renault и 50% работниками «АвтоВАЗ», но работники Renault были заняты работой, требующей больше знаний.
«Они заняты разными видами деятельности», - заявил он журналистам, добавив, что работники «АвтоВАЗа» группами посылают в Париж для тренировок, чтобы они соответствовали уровню своих коллег.
Глава компании Renault в России Бруно Анселин (Bruno Ancelin) остался верным своей позиции, что партнерство с «АвтоВАЗом» воспримут как мудрое бизнес-решение в долгосрочной перспективе, основываясь на объединении компании в 1999 году с компанией Nissan.
«Когда-то про Renault-Nissan говорили, что было бы лучше сложить 7,2 миллиарда долларов в сундук и выбросить его на дно моря... «Лада» имеет ценность на российском рынке», - отметил он.