Осло – В пятницу Норвегия пострадала от двойного нападения, когда мощные взрывы потрясли правительственный центр в столице, а вскоре после этого вооруженный человек напал на молодежь в лагере, устроенном правящей «Трудовой партией» Норвегии для детей членов партии. Полиция задержала этнического норвежца по подозрению в связи с обеими атаками, которые потрясли эту обычно тихую нацию и унесли жизни по меньшей мере 16 человек.
Взрывы, от одной или нескольких бомб, превратили эту чистую скандинавскую столицу в сцену, напоминавшую теракты в Бейруте, Багдаде или Оклахома Сити, с паникой и выбитыми стеклами нескольких правительственных зданий, включая здание с располагающимся там кабинетом премьер-министра Йенса Столтенберга , который не пострадал.
Государственный телеканал, цитируя полицию, сообщает о семи погибших и по меньшей мере 15 получивших ранения в результате взрыва.
Несмотря на то, что полиция оцепила обширную зону в городе, человек, переодетый в полицейского, пробрался в лагерь на острове Утойя, находящийся в около 20 милях к северо-западу от Осло, и открыл огонь, заявил офицер норвежской полиции. «Он заявил, что это рутинная проверка в связи с терактом в Осло», - сказал один из свидетелей представителям сайта национальной газеты VG Nett.
В панике молодежь начала бросаться в воду, чтобы скрыться от него. «Дети начали плыть в панике, а Утойя находится далеко от материка», - сказал Бьерн Йярле Роберг-Ларсен (Bjorn Jarle Roberg-Larsen), член Трудовой партии, который говорил по телефону с подростками на острове, который не имеет моста на материк. «Другие прячутся. Те, с кем я говорил, не хотят больше разговаривать. Они до смерти напуганы».
Многие не смогли убежать вовремя. Полиция Осло заявила, что девять или десять человек были убиты в лагере, но ожидается, что число возрастет. Свидетель на острове заявил телеканалу, что он видел от 20 до 25 тел на острове, сообщает агентство The Associated Press.
После обстрела полиция задержала норвежца, сообщают полиция и министр юстиции Кнут Сторбергет (Knut Storberget). Глава полиции Свейнунг Спонхайм (Sveinung Sponheim ) сказал, что подозреваемый был также замечен в Осло перед произошедшими там взрывами.
«Полиция имеет все причины полагать, что существует связь между взрывами в Осло и тем, что произошло в Утойе», - сообщили в норвежской полиции. Полиция сообщила о том, что позже обнаружила взрывные устройства на острове. По мере продолжения расследования они попросили людей покинуть центр Осло, оставаться дома и ограничить использование мобильной связи, а также сообщили о введении пограничного контроля.
Нападения оставили нацию, более известную участием в дипломатических процессах и миротворческих миссиях, чем как цель для нападений экстремистов, пораженной.
В Осло офисные работники и государственные служащие сообщили о по меньшей мере двух взрывах, которые прогремели через серию современных офисных зданий вокруг центральной площади Эйнар Герхардсенс (Einar Gerhardsens plaza) около 15.20. Гигантские столбы светлого дыма поднимались на десятки метров над городом по мере того, как огонь пожирал одну из пострадавших структур, шестиэтажное офисное здание, в котором располагалось Министерство нефтяной промышленности и энергетики.
Силой взрыва выбило почти все окна в 17-этажном здании напротив здания министерства, а сама улица и площадь полностью покрыты стеклами и обломками.
Кабинет премьер-министра Столтенберга находился на шестнадцатом этаже самого высокого здания в том районе, прямоугольной башни, чей фасад и нижние этажи сильно пострадали от взрывов. Министерство юстиции также располагается в этом здании.
Норвежские власти уверены, что определенное количество туристов могло находится в момент взрыва в центральном районе города, и что число погибших могло бы быть выше, если бы не тот факт, что многие норвежцы находились в отпусках или уехали пораньше с работы в короткий пятничный день.
«К счастью, было пусто», - заявил Стейл Сандберг (Stale Sandberg), работающий в Директорате по делам семьи, молодежи и детей, который располагается в нескольких кварталах от здания, где находится кабинет премьер-министра.
После взрывов город наполнился незнакомым ощущением уязвимости. «Мы услышали два громких хлопка и потом увидели желтый дым, исходящий из одного правительственного здания», - сказал 18-летний Джеппе Бучер (Jeppe Bucher), который работает на пароме недалеко от места взрывов.
Он добавил: «Конечно же, я напуган, потому что Норвегия - такая нейтральная страна».
Американские представители по борьбе с терроризмом предупредили, что экстремисты из самой Норвегии, с неизвестными поводами для недовольства, могли стоять за атаками.
Полиция и другие представители власти отказываются комментировать возможные мотивы нападавшего, но многие предполагают, что мишенью нападений было либеральное правительство премьер-министра Столтенберга.
Первые отчеты были сконцентрированы на исламских экстремистах, несмотря на то, что мусульманские лидеры Норвегии резко осудили теракты. «Это наша родина, это моя родина. Я осуждаю эти нападения, и Исламский совет Норвегии также осуждает эти нападения, кто бы ни стоял за ними», - заявил Мехтаб Афсар (Mehtab Afsar), генеральный секретарь ИСН.
Согласно Уиллу Маккантсу (Will McCants), специалисту по терроризму в исследовательском институте СНА, ранее неизвестная организация «Помощники глобального джихада» (Ansar al-Jihad al-Alami) уже поспешила взять на себя ответственность за теракт в центре города и стрельбу в лагере, называя это ответом на публикацию карикатур на пророка Мухаммеда и присутствие норвежских воинских подразделений в Афганистане.
Но норвежское телевидение позже передало сообщение, что группа опровергла свою причастность к теракту. Террористические атаки последних лет показали, что форумы сторонников джихада полны тех, кто берет на себя ответственность за разные нападения, а потом отрицает это, что делает невозможным прослеживание и подтверждение информации.
Оценка угрозы, выпущенная в марте норвежской полицией, гласила, что, несмотря на то, что поддержка исламского терроризма не сильно распространена, «активность в некоторых сообществах» означает, что уровень опасности несколько повысится в 2011 году. «Некоторые исламские экстремисты сейчас настроены более глобально», - отмечает доклад, «и именно эта группа будет представлять прямую угрозу для Норвегии в ближайший год».