В момент национальной трагедии люди, как правило, стремятся собраться вместе. Этот инстинкт, потребность сообщества собраться и утешить друг друга в момент общего шока и боли, стали самым коварным оружием в арсенале Андерса Беринга Брейвика (Anders Behring Breivik), с которым он пришел на крошечный остров Утойя (Utoeya), лесистое уединенное место на озере Тюрифьорд (Tyrifjord) в часе езды от Осло.
Брейвик, красивый 32-летний светловолосый норвежец с голубыми глазами, прибыл на пирс озерного берега в форме офицера норвежской полиции. За несколько часов до этого Брейвик, как считает полиция, оставил начиненный взрывчаткой автомобиль в центре норвежского правительственного квартала и подорвал его, от чего погибли, по меньшей мере, семеро и многие ранены. Теперь кажется, что бомба в Осло была убийственной акцией отвлечения внимания, тщательно спланированным шагом по дезориентации. Очевидная попытка покушения на жизнь премьер-министра Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg), поначалу признанная делом рук исламских экстремистов, сковала силы знаменитой норвежской антитеррористической команды в Осло, в то время как Брейвик поехал в Утойя. Он показал удостоверение – поддельное, но достаточно хорошее, чтобы обмануть охранников на озере. И они пропустили его, помахав вослед. «Он выходит из автомобиля и показывает удостоверение, говорит, что его послали туда проверить безопасность, что это чисто рутинное дело в связи с терактом (в Осло), — сообщил ежедневнику Verdens Gang один из охранников лагеря Симен Бренден Мортенсен (Simen Braenden Mortensen). «Все выглядит хорошо, вызвали лодку, и она несет его к Утойя. Прошло несколько минут, а потом мы услышали выстрелы», — сказал он.
Когда Брейвик прибыл на остров, он увидел, как люди спешили к главному зданию лагеря. Некоторые шли, взявшись за руки, и плакали, пытаясь понять смысл картины разрушений в результате взрыва в Осло, которую демонстрировали с экранов телевизоров, что в настоящее время уже называют норвежским событием 9 / 11. У гостей на острове были свои причины испытать потрясение от событий в правительственном квартале Осло. Каждый год, насколько можно припомнить, молодежное крыло норвежской рабочей партии собирается здесь. Основанная в 1887 году, лейбористская партия является крупнейшей политической партией Норвегии, она была главной силой в стране со времен Второй мировой войны, уступая власть консервативной партии лишь на краткие периоды. В доме отдыха лейбористской партии собралось ее молодежное крыло, это были будущие руководители страны, дети из правящей элиты. К тому времени, как Брейвик подошел к главному дому, вспоминают свидетели, там уже находились около 80 человек. «Мы все собрались в главном доме, чтобы поговорить о том, что случилось в Осло», — рассказала ежедневнику Aftenposten оставшаяся в живых 16-летняя Хана (Hana).
Брейвик в полицейской форме и уже с затычками в ушах приказал людям идти в главное здание. «Я бы хотел собрать всех», — сказал он, по словам Ханы. Затем Брейвик, размахивая пулеметом, вбежал в главное здание и открыл огонь по толпе.
Так как внимание всего мира было приковано к Осло, норвежской полиции потребовалось более часа, чтобы понять и среагировать на бойню, которая разворачивалась в лагере на этом идиллическом острове. Дети с криками выбегали из дома и пересекали площадки, а их вослед расстреливали. Брейвик, по словам очевидцев, оставался спокойным, методично высматривая своих жертв в котловинах, за камнями и кустами, где они пытались укрыться. Он преследовал их до берега острова, узкой полоски земли в 500 ярдов посреди серого озера в норвежских лесах. Дети прыгали в воду, пытаясь уплыть. Некоторым удалось добраться до лодок, которые стали появляться, чтобы спасти оставшихся в живых.
Хамшаджини Гунаратнам (Khamshajiny Gunaratnam), 23-летняя студентка, которая пережила нападение на Утойя, написала о случившемся в своем блоге. Она описывает, как было страшно, когда она съежилась на полу туалета в главном доме, чтобы скрыться от убийцы, который был занят охотой на ее друзей на улице. Воспользовавшись возможностью, Гунаратнам и несколько ее друзей рванули к озеру, прыгнули в ледяную воду и поплыли судорожно к ожидавшей их лодке. «Даже когда мы доплыли до лодки, я не могла расслабиться, — написала она в своем блоге. — Он все еще мог подбить нас из своего пулемета!»
Люди, которые живут рядом с островом, описывают ужасные сцены, как группы подростков бросались в воду, пытаясь уплыть от опасности, а стрелок стрелял по ним. «Они были так молоды, от 14 до 19 лет», — сказала 42-летняя Анита Лиен (Anita Lien), которая живет рядом с озером.
К тому времени, как Брейвик был арестован вечером в пятницу, он, как полагают, убил 84 человека на острове и не менее семерых в Осло. В субботу полиция все еще прочесывала леса и обследовала озеро в поисках тел. Рядом с озером обнаружили фургон с неразорвавшимися взрывчатыми веществами. Пока норвежцы пытаются понять, что произошло, появляются некоторые подробности о Брейвике, предполагающие, что он скорее стремился уподобить свое буйство взрыву 1995 года в Оклахома-Сити, который устроил Тимоти Маквей (Timothy McVeigh), когда были убиты 168 человек, чем атаке «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года.
Норвежская полиция описывает Брейвика как консервативного, правоэкстремистского и христианского фундаменталиста. Норвежские СМИ сообщили, что он посещал коммерческую школу в Осло, и характеризуют его как консерватора и националиста. Его взгляды трудно охарактеризовать. Он, похоже, ненавидит коммунистов и мусульман и придерживается правых взглядов. Но он не неонацист. Брейвик был постоянным читателем правых сайтов и блогов, таких как «Ворота Вены», и последователем блоггера Fjordman. На странице в Facebook, созданной Брейвиком за несколько дней до атак, он цитирует эклектичную группу героев, которая включает Уинстона Черчилля, голландского правого популиста Герта Вилдерса (Geert Wilders) и норвежского героя антинацистского Сопротивления Макса Мануса (Max Manus). Брейвик считает себя ландскнехтом в войне против распространения ислама в Европе, а также против социализма и иностранного господства в Норвегии. Как и авторы в «Воротах Вены», Брейвик является сторонником правых теорий заговора о Еврабии — идее мусульманского проникновения в европейское общество с целью доминирования. На сайте «Ворота Вены», например, есть картина старой Вены с подписью: «Осаждая Вену в 1683 году ислам, кажется, был готов расползтись по христианской Европе. Сейчас мы находимся в новой фазе очень старой войны».
«Никто не знает точно, что стало поводом для него, — рассказал TIME.com Магнус Рансторп (Magnus Ranstorp), эксперт по терроризму из шведского Национального Военного колледжа. — Но он, похоже, считает, что исполняет апокалиптическую миссию предупредить Европу об опасности Еврабии».
Рансторп просмотрел сотни блогпостов Брейвика, чтобы попытаться узнать больше. В 2003 году, говорит он, Брейвик запрашивал в интернете информацию о пистолете Беретта, но не ясно из сообщений, хотел ли он приобрести оружие или даже сделал это. Хотя атаки в Осло и Утойя были точно спланированы и проведены, Брейвик, кажется, не проходил когда-либо военной подготовки. На своей странице в Facebook, которая была закрыта, Брейвик говорит, что он любит играть в компьютерные игры, такие как World Of Warcraft и Modern Warfare 2. Среди прочих его хобби – охота. Своим родным городом он называет Осло.
Брейвик планировал атаку в Осло с такой же тщательностью, как и свое нападение в Утойя. Ему нужно было три тонны удобрений, чтобы изготовить бомбы для машины, и норвежские власти полагают, что он получил их, не вызвав подозрений, переехав в июне или июле из Осло в небольшой сельский городок Рена, где он создал ферму под названием «Breivik Geofarm». Он считается ее единственным владельцем и, возможно, использовал ферму в качестве прикрытия для получения материала для бомбы.
Подобно тому, как полиция не обнаружила признаков исламского заговора, властям также не удалось найти доказательств связей Брейвика с конкретными правым группам. Норвегия и Швеция пережили всплеск неонацистского насилия в 1990-е годы, но программы, созданные для разрядки ситуации, были весьма успешными, и это одна из причин, почему даже Европол в своем последнем докладе о правом экстремизме в Европе не увидел каких-либо признаков того, что такая атака была возможна. Полиция может только догадываться о мотивах Брейвика и настоящих масштабах его работы, но доказательства до сих пор указывают на него, как одиночку и, может быть, сумасшедшего злоумышленника с правыми взглядами, который избрал своей целью символ власти.
«Напрашивается сравнение с Оклахомой, — сказал TIME.com Хагай Сигал (Hagai M. Segal), эксперт по терроризму из нью-йоркского университета в Лондоне. — Это может быть невероятно серьезное событие. Я скептически оцениваю, что за этим стоит большая правая группа, но меня не удивило бы, если речь идет о небольшой ячейке. Крайне трудно сделать что-то подобное самостоятельно».
В путеводителях Норвегию часто называют самым красивым местом на планете: крошечная нация, насчитывающая 4,8 миллиона человек населения, большая страна с красивой природой, ледяные горы и глубокие, темные фьорды, северное сияние и белые ночи. Пришли горькие дни и месяцы подсчета утрат, и норвежцы будут мечтать о более невинном прошлом. Утойя теперь стала символом того, что изменилось, заявил премьер-министр Столтенберг: «Райский остров превратился в ад».