Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия собралась продавать нефтепродукты за тридевять земель

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы нацелились пополнять государственную казну и собственный бюджет нефтедолларами за счет новых рынков. В ближайшей пятилетке Белоруссия намерена составить конкуренцию поставщикам нефтепродуктов в Нигерии, Канаде, Китае и странах Скандинавии. Это предусмотрено планом мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Белоруссии на 2011-2015 годы.

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы нацелились пополнять государственную казну и собственный бюджет нефтедолларами за счет новых рынков. В ближайшей пятилетке Белоруссия намерена составить конкуренцию поставщикам нефтепродуктов в Нигерии, Канаде, Китае и странах Скандинавии. Это предусмотрено планом мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Белоруссии на 2011-2015 годы.

Учитывая сегодняшнюю европейскую направленность экспорта нефтепродуктов новые рынки — настоящая экзотика. С точки зрения диверсификации экспорта расширение географии поставок — стратегически верный шаг. Вот только с направлением диверсификации Белоруссия что-то намудрила, убеждены эксперты. По их мнению, поставки нефтепродуктов в Нигерию, Канаду, Китай и страны Скандинавии — это чистая авантюра.

Отечественные НПЗ, несмотря на определенные финансовые проблемы с закупкой российской нефти, активно наращивают поставки нефтепродуктов на внешние рынки. По данным Белстат, экспорт за пять месяцев увеличился на 51,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За пределы страны за этот период было экспортировано 5 миллионов 764,7 тысячи тонн нефтепродуктов. Их них экспорт в страны СНГ составил 1 млн. 75,9 тысячи тонн (рост на 41%), страны вне СНГ — 4 миллиона 688,8 тысячи тонн (рост на 54,1%).

Так как нефтедоллары — это один из главных питательных элементов белорусского бюджета, перед НПЗ стоит задача во что бы то ни стало и дальше поддерживать высокие темпы экспорта. Поэтому понятно, почему пункт «наращивание экспортного потенциала, повышение эффективности продаж нефтепродуктов» попал в программу социально-экономического развития Белоруссии на пятилетку.

Выход на экзотические рынки типа Нигерии или Канады, судя по всему, как раз вписывается в экспортную стратегию. Причем, в программе отмечается, что это делается не только диверсификации ради, а «в целях получения более высокой прибыли от реализации нефтепродуктов».

Хотя сегодня Белоруссия хорошо зарабатывает за счет поставок нефтепродуктов в Европу. В 2010 году лидерами по импорту белорусских нефтепродуктов были Нидерланды, Украина и Великобритания. За пять месяцев этого года выручка от экспорта в Нидерланды 2,8 миллиона тонн нефтепродуктов (почти 50% всего экспорта) составила 2,1 млрд. долларов. В Украину за этот же период было поставлено 935 тысяч тонн нефтепродуктов на сумму 841,5 миллиона долларов, в Латвию, которая вышла на третье место среди покупателей, было продано 734,7 тысячи тонн на сумму 630,6 миллиона. долларов.

Возникает вопрос, а есть ли смысл гнать нефтепродукты через полмира, если они хорошо продаются по соседству?

«Мне кажется, это достаточно авантюрная идея — поставлять нефтепродукты в Нигерию, Канаду, Китай, — считает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин, — В отличие от сырой нефти, которую можно возить огромными танкерами на большие расстояния, и это остается экономически выгодным, нефтепродукты поставляются более мелкими партиями. С точки зрения логистики возить нефтепродукты так далеко нецелесообразно».

Потребность потенциальных покупателей в белорусских нефтепродуктах также сомнительна, считает эксперт.

«Например, у Канады нет большой потребности в закупке нефтепродуктов у таких покупателей как Белоруссия. Канада — крупный экспортер нефти в США. А Штаты могут в достаточной степени производить нефтепродукты, чтобы обслуживать Канаду».

Не видит большой заинтересованности у Канады в покупке нефтепродуктов из Белоруссии и аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков.

«В Америке профицит перерабатывающих мощностей», — констатирует эксперт.

Перспективным с точки зрения спроса можно рассматривать рынок Китая, полагает Виталий Крюков. В мае этого года Китай ввел запрет на экспорт всех видов дизельного топлива из страны из-за растущей угрозы дефицита бензина.

«В Китае есть спрос на нефтепродукты. Недавно страна стала чистым импортером дизельного топлива. Но если речь идет о прямых поставках нефтепродуктов, то непонятно, каким образом сделать экспортный маршрут оптимальным, учитывая огромное расстояние между Белоруссией и Китаем. В любом случае, пока эта идея сырая, и поставки, если до этого дойдет, будут крайне мизерными», — полагает эксперт.

По мнению Алексея Кокина, самым реальным покупателем наших нефтепродуктов из попавших в прицел белорусского правительства могут быть скандинавские страны, в частности, Финляндия.

«Финляндия закупает мазут. Есть НПЗ, который его перерабатывает до светлых нефтепродуктов или просто очищает от серы. Так что скандинавы могут покупать белорусский мазут для его последующей переработки».

Виталий Крюков между тем подчеркивает, что на любой рынок выйти не так просто: «Рынки отчасти заняты, есть компании, которые туда поставляют нефтепродукты, и не так просто выйти и занять на нем свою нишу. Для этого, например, придется предложить более привлекательную по сравнению с другими поставщиками цену».

Эксперты, впрочем, не исключают, что выход Белоруссии на новые рынки сбыта нефтепродуктов — это следствие политических договоренностей, в рамках которых будут задействованы какие-то замещающие схемы.

Оптимальным, по мнению Алексея Кокина, маршрутом прямых поставок нефтепродуктов для Белоруссии является экспорт в Россию. Аналитик убежден, что, несмотря на высокую конкуренцию, белорусские НПЗ могли бы наращивать экспорт нефтепродуктов за счет российского рынка.

Впрочем, не исключено, что белорусское правительство и не рассматривает вариант прямых поставок нефтепродуктов через полмира, рассчитывая осваивать новые рынки сбыта через трейдеров.

«Это был бы оптимальный вариант. Прямые поставки — это выстраивание логистики, страхование грузов, фрахт. Это целый отдельный бизнес, которым занимаются крупнейшие мировые трейдеры. Возможно, речь как раз и идет о продаже нефтепродуктов в портах трейдерам. Такой вариант более понятен. Ведь у трейдеров готова вся инфраструктура, они знают рынки, спрос, как выгодно и по каким ценам продать», — отмечает Виталий Крюков.