А Хули – бессмертная женщина-лиса, живущая в Москве в теле обольстительной проститутки. Будучи элитной проституткой, она гипнотизирует клиентов магическим хвостом, с помощью которого в головах бесхвостых обезьян (так она называет людей) она вызывает галлюцинации и самые сокровенные сексуальные желания.
Александр Серый – растерянный оборотень с допотопными взглядами, работает генерал-полковником ФСБ. В иерархии спецслужбы он поднялся так высоко потому, что его звериный вой играет важную роль в языческом ритуале, проводимом при добыче нефти.
Их судьбы пересекаются в фантастической love story «Священная книга оборотня» русского писателя Виктора Пелевина. И как становится ясно из сюжета, автор смешивает мифы разных культур с современными российскими реалиями, сказочные архетипы с продуктами поп-культуры.
Непростое повествование о поиске легендарного сверхоборотня нарушают анекдоты, философские вставки, игра слов и памфлеты. Российскую элиту, например, автор делит на две категории. Это «хай сосайети» (от high society), люди большого бизнеса, которые втираются в доверие власть имущим. Власть имущие их в любой момент могут уничтожить, потому что бизнес в России неотделим от воровства. А «аппарат» (от upper rat) – слой общества, живущий за счет взяток от первой группы.
Пелевин устами А Хули метко попадает в самоуверенных агентов ФСБ, неолиберальных интеллектуалов и в мачизм русских мужчин в целом, но сатира на общество не главная цель автора. Со столь же популярным Владимиром Сорокиным его объединяет чувство гротеска и необычные идеи. Но, например, «День опричника» Сорокина – гораздо более жесткая критика в адрес нынешнего режима в России. Пелевину во многих очевидных деталях удается поймать дух времени, благодаря скептическим комментариям колдуньи-лисы, которые пережила в России несколько турбулентных столетий и просто так ее уже не удивить, автор держится от действительности на определенной дистанции.
Пелевин, как и в своих предыдущих книгах, изучает возможности жизни человека и ее изменений. Как выход своим героям он предлагает буддистский взгляд на мир и ведет их к просветлению. И в читателях через легкий стиль он хочет хотя бы надломить материалистическое мировосприятие. Термин оборотень» можно истолковать как «тот, кто изменяется». И тема личного изменения, и работа над собой автора вдохновляет, по меньшей мере, так же, как описание трансформации общества. И то, и другое ему удается уловить благодаря удачному юмору, ярким метафорам и полным иронии сокращениям.