Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инвесторы обеспокоены планами по приватизации «Роснефти»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛоготип ОАО "НК "Роснефть"
Логотип ОАО НК Роснефть
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремление Кремля расширить и ускорить программы приватизации, включая продажу принадлежащих государству акций «Роснефти», крупнейшей российской нефтяной компании, вызывает волнения как внутри страны, так и за рубежом.

Стремление Кремля расширить и ускорить программы приватизации, включая продажу принадлежащих государству акций «Роснефти», крупнейшей российской нефтяной компании, вызывает волнения как внутри страны, так и за рубежом.

Иностранные компании, которые в настоящее время ведут переговоры с энергетическим гигантом, принадлежащим государству, теряют уверенность в том, что «Роснефть» сможет сохранить свое привилегированное положение после того как правительство сократит – или даже целиком передаст – долю своих акций в нефтяной компании.

Масштабная приватизация «Роснефти» незамедлительно приведет к ее исключению из списка компаний, которые работают в прибрежной зоне России, если только в действующее законодательство, в соответствии с требованиями которого правительство должно контролировать все шельфовые проекты, в частности, в Арктическом регионе, не будут внесены изменения. Некоторые специалисты полагают, что это условие объясняет тот факт, что «Роснефть» предлагала своим иностранным партнерам только 33,3% в шельфовых проектах, запланированных в Арктическом регионе и на Черном море. Такое разделение гарантирует, что правительство, которое в настоящее время владеет 75,16% акций «Роснефти», будет обладать 50% плюс одна акция в совместных проектах.

В рамках расширенной программы, нацеленной на улучшение инвестиционного климата в России, Президент Дмитрий Медведев в прошлом месяце предложил ускорить процесс приватизации и привлечь больше средств в государственную казну. Этот вопрос был поднят на этой неделе на встрече Президента с представителями крупнейших компаний России. Медведев заявил, что существующий план приватизации является слишком ограниченным и потребовал, чтобы до 1 августа ему были представлены расширенные предложения.

Целью программы является привлечение около 200 миллиардов долл. США в результате приватизации в 2012-2016 годах. Ранее существовавшие планы были более скромными и предполагали получение 10 миллиардов долл. США ежегодно. На экономическом форуме, состоявшемся в Санкт-Петербурге в прошлом месяце, помощник Президента Аркадий Дворкович говорил о 15 миллиардах долл. США в год (NC 23 июня 2011 г.).

Согласно плану, который в настоящее время находится на рассмотрении, правительство может начать с продажи 10-15% акций в «Роснефти» в следующем году и полностью передать свой пакет акций к 2017 году. Чтобы сохранить государственный контроль над всеми важными решениями и обеспечить место государства в правлении, для государства будет введен золотой пакет акций.

Согласно ранее существовавшей программе, правительство планировало постепенно сокращать количество принадлежащих ему акций в «Роснефти», возможно, ниже 51%, начиная с 2013 года.

Среди противников плана – новый председатель совета директоров «Роснефти», Александр Некипелов, который уверен в том, что активы нефтяной компании имеют слишком важное стратегическое значение для государства, чтобы оно передавало свое право собственности на акции. Некипелов, который является вице-президентом Российской академии наук, был избран председателем совета директоров в прошлом месяце вместо Заместителя Председателя Правительства России Игоря Сечина после того, как Медведев поручил высокопоставленным государственным служащим выйти из состава советов директоров государственных компаний. Этот шаг был также раскритикован Некипеловым (NC 16 июня 2011 г.).

Неуверенность в будущем права собственности на «Роснефть» поставила компанию в уязвимое положение на переговорах о выборе стратегического партнера после провала Арктического союза с BP. Стратегия долгосрочного развития «Роснефти» будет частично зависеть от нового союза, который она так отчаянно хочет создать до конца этого года.

Источники заявляют, что после провала сделки с BP «Роснефть» смягчила свою позицию в переговорах с потенциальными иностранными партнерами. Обмен акциями и даже обмен активами более не являются обязательным условием.

Несмотря на то, что «Роснефть» принимает предложения о стратегическом сотрудничестве со всеми крупными компаниями, «Роял Датч Шелл» проявила наибольший энтузиазм и считается наиболее предпочтительным кандидатом.

Приватизация «Роснефти» может также заставить нервничать «Эксон Мобил», поскольку эти две компании ведут переговоры по Черноморскому проекту. По словам представителя иностранной компании, лицензия может быть отозвана в будущем, если правительство не войдет в состав новых владельцев «Роснефти».

Согласно новому плану приватизации, правительство может также передать свой пакет акций в «Зарубежнефти», в которой оно владеет 100% акций, сохранив при этом золотой пакет акций. Судьба российской государственной нефтепроводной компании «Транснефть» остается неопределенной. Количество акций, принадлежащих государству, может быть сокращено до 50% плюс одна акция с существующих 78,1%, если вообще будет сокращено. Однако планы по дальнейшей приватизации «Газпрома», в котором правительство владеет 50,002% акций и президентом которой являлся Медведев, отсутствуют.

Однако в программу приватизации могут быть внесены изменения после президентских выборов, которые состоятся в марте 2012 года, если премьер-министр Владимир Путин, который выступает за повышение уровня централизованного контроля, заменит Медведева на посту главы государства. Специалисты считают, что, продвигая радикальные меры, направленные на ослабление влияния государства на экономику, Медведев пытается перетянуть крупные компании на свою сторону. Руководители 27 крупнейших российских компаний, которые были на встрече в резиденции Медведева на этой неделе, контролируют 40% валового внутреннего продукта страны.