В воскресенье США объявили, что на этой неделе они проведут в Нью-Йорке переговоры с северокорейским дипломатом Ким Ке Гваном (Kim Kye Gwan). В этой новости нет ничего неожиданного, хотя исход будущих переговоров предсказать невозможно.
Давно известно, что Вашингтон уже несколько месяцев готов напрямую вести переговоры с Пхеньяном и подталкивает обе Кореи оставить в стороне разногласия, чтобы можно было начать обсуждение более широкого круга проблем.
Причины опасений США очевидны: прошлогодние удары Севера по Южной Корее заставили Корейский полуостров подойти к войне ближе, чем когда-либо с начала 1990-х годов. При этом к переговорам с Северной Кореей Америка подходит с большой осторожностью. В воскресенье госсекретарь Хиллари Клинтон заявила журналистам: «Мы не собираемся вознаграждать Север за то, что он вернулся за стол переговоров. Мы не дадим им ничего нового за то, что они уже обязались сделать ранее».
Профессор Джорджтаунского университета Виктор Ча (Victor Cha), при Джордже Буше входивший в Совет национальной безопасности, заявил в понедельник по электронной почте, что США ходят по острию ножа.
Уже сам факт встречи – это пряник для Пхеньяна. Дело в том, что авторитарные правители Северной Кореи предпочитают прямые переговоры с США иным формам дипломатического общения, особенно шестисторонним переговорам при участии Китая, Японии, России и Южной Кореи. Это позволяет режиму Ким Чен Ира говорить северокорейцам, что США относятся к нему как к равному. (Дополнение: В понедельник вечером государственные СМИ Северной Кореи коротко объявили о визите г-на Кима в Америку, о встречах с представителями Южной Кореи в ходе регионального форума АСЕАН на Бали они не сообщили ни слова).
С другой стороны Институт стратегических и международных исследований (ИСМИ), в котором также работает г-н Ча, специально изучил, как исторически вела себя Северная Корея, вступив в дипломатические переговоры с США.
Ниже я полностью привожу слова г-на Ча, входившего в 2006 и 2007 годах в делегацию США на шестисторонних переговорах.
«Почему Обама рискует политическим капиталом ради этих переговоров, в то время как у него еще осталось много неоплаченных политических счетов? Никто даже не думает, что Северная Корея всерьез собирается сворачивать ядерную программу - за все время президентского срока Обамы Пхеньян не сделал ничего, что наводило бы на такие мысли. В то же время столкнуться с очередной северокорейской провокацией также никто не хочет.
«Как показывает исследование, которое мы провели в ИСМИ с марта 1984 года США, чтобы вернуться к переговорам с Северной Кореей после очередной провокации нужно в среднем 5,4 месяца. Этот срок давно прошел. Поэтому можно предположить, что рано или поздно Север предпримет очередной акт агрессии, на который южнокорейцы дадут силовой ответ. После двух военных нападений с севера, случившихся в 2010 году, и президент, и народ Южной Кореи вполне готовы, по выражению одного из чиновников, «дать Северной Корее по морде» для устрашения. Между тем в Вашингтоне никому не нужны эскалация напряженности или военные действия на полуострове в предвыборный год.
Во-вторых, Хиллари Клинтон показывает, вероятно, самые лучшие результаты из всех членов кабинета Обамы. Особенно удачно для нее обстоят дела на азиатском направлении. Последнее, что ей нужно – это кризис на полуострове. Она не хочет, чтобы в учебниках истории написали, что ее политика санкций и отказа от диалога привела к войне.
В-третьих, похоже, в администрации вообще считают, что проблему Северной Кореи нужно решать дипломатическим путем. Опять же, по данным ИСМИ, в последние три с половиной десятка лет Северная Корея не запускала ракеты и не торпедировала корабли, пока ее дипломаты сидели за столом переговоров с американцами (единственное исключение было отмечено в 1998 году).
Таким образом, у США есть очевидные тактические причины для переговоров, но есть ли у кого-нибудь стратегия?
Аналитики будут призывать на сей раз заключить более обширное и проработанное соглашение, однако после 25 лет и двух соглашений - 1994 и 2005 годов – я утратил уверенность в том, что договоренность с Северной Кореей достижима.
Администрации не следует в третий раз покупать у Северной Кореи одну и ту же ядерную лошадь. Госсекретарь Клинтон обещала не вознаграждать северокорейцев за слова. Это, разумеется, должно также относиться и к принципу неотменимости экономических санкций, введенных в рамках резолюции Совета безопасности ООН 1874 после ядерных испытаний мая 2009 года.
Администрации также следует усилить попытки начать диалог с режимом в области прав человека. В мае специальный представитель США по правам человека в Северной Корее Роберт Кинг (Robert King) нанес первый, не имевший прецедентов визит в Пхеньян. Ким Ке Гван на этой неделе не должен покинуть Нью-Йорк, не встретившись с Кингом и не обсудив с ним эту важную тему. В конце концов, любые позитивные шаги, которые предпримет Пхеньян в ответ на международную критику, вызванную нарушениями прав человека, придадут вес и будущим обещаниям режима относительно ядерного оружия.
В вопросе о ядерном оружии, мяч сейчас на стороне Ким Чен Ира. Если он хочет, чтобы ему на этот раз поверили, он должен всерьез начать демонтаж ядерной программы – извлечь свежие топливные стержни из плутониевого реактора, остановить урановую программу и допустить к ней инспекторов, а также удалить из страны излишки ядерных материалов».