Визит патриарха состоится после собора Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ (МП)), на котором поднимались вопросы большей самостоятельности украинской церкви.
Визит Кирилла, который начинается во вторник, приурочен к очередной годовщине крещения Киевской Руси и основания Русской православной церкви. Ожидается, что он проведет богослужение на Владимирской горке возле памятника князю Владимиру, крестителю Руси, а также божественную литургию в Киево-Печерской лавре.
Его визит - подчеркнуто пасторский. Однако глава РПЦ едет на Украину вскоре после того, как в Киеве впервые за 19 лет состоялся собор УПЦ (МП), вокруг которого высказывались прогнозы о вероятности принятия решений, свидетельствующих о намерениях УПЦ (МП) получить большую автономию от Русской православной церкви.
Если брать во внимание заявления пресс-службы украинской патриархии, то таких намерений у нее нет. Однако, если судить по просочившейся в прессу информации, картина выглядит не столь однозначно.
Большая самостоятельность
Доктор философских наук, украинский религиовед Виктор Еленский говорит, что в УПЦ (МП) постоянно наблюдаются процессы, связанные с желанием получить большую самостоятельность от Московской патриархии и расширить права митрополита Киевского.
Однако эти попытки постоянно наталкиваются на недовольство как со стороны Московской патриархии, так и определенных кругов в самой УПЦ.
Собор стал подтверждением подтверждением такой точки зрения. Попытки внести поправки в устав церкви не были успешными, устав не был изменен вообще. Однако предложения, которые обсуждались, свидетельствовали о том, что ситуация далека от единодушной.
В частности, предлагалось внести поправки о том, что верующие и священники не должны обращаться с апелляциями в Русскую православную церковь, о необходимости ввести должность местоблюстителя УПЦ (МП) на случай смерти митрополита Киевского или в связи с другими причинама, по которым он не сможет выполнять свои обязанности.
Кроме того, велись дискуссии и вокруг формулировки "Украинская православная церковь – церковь украинского народа", однако ни в какие документы это определение не вошло.
Как заявил пресс–секретарь предстоятеля УПЦ (МП) протоиерей Георгий Коваленко, "шум в прессе - это следствие того, что кто-то чего-то не услышал, а кто-то хотел поссорить нас. Но не удалось. В церкви нет никакого тайного дна и не должно быть".
Независимая церковь
В целом количество иерархов, которые поддерживают автокефалию церкви, то есть, полную самостоятельность от Русской православной церкви, очень мало. Открыто этого добивается лишь митрополит Черкасский и Каневский Софроний.
Он неоднократно заявлял, что независимое государство должно иметь независимую церковь и несколько лет назад обращался с открытым письмо к архиереям УПЦ с призывом к более решительным действиям.
"Мне не понятно, почему самая большая по количеству верующих людей православная церковь в стране не может без кого-либо самостоятельно руководить своей жизнью", - говорил владыка Софроний в одном из интервью еще несколько лет назад.
Он убежден, что автокефалия УПЦ зависит не от Москвы, а от единства епископата украинской церкви.
"А пока такого единства нет: одни как-будто не против автокефалии, но не решаются об этом говорить. Другие хотят сохранить статус-кво. Им вполне комфортно в той ситуации, которая есть сейчас", - считает митрополит Софроний.
Религиовед Виктор Еленский подчеркивает, что не только идеология – оторваться от Москвы или быть с нею вместе – определяет взаимоотношения среди иерархов.
"Процессы в Украинской православной церкви проходят не только на идейной почве. Идет борьба группировок внутри церкви, борьба за лучшие позиции с учетом дальнейшей судьбы Киевского престола", - говорит эксперт.
В то же время, отмечает он, сторонников эволюционного пути к большей автономии (а не полной автокефалии) достаточно много даже в ближайшем окружении главы УПЦ (МП) Владимира.
Но пока именно у патриарха РПЦ Кирилла механизмов контроля над процессами в УПЦ (МП) достаточно. Как и иерархов и священников, являющихся проводниками его политики на Украине.
Две ветви одной церкви
Наряду с отсутствием единства во взглядах на будущее церкви остается и другая проблема – отношения с УПЦ Киевского патриархата во главе с Филаретом, церковью, которая в 90-е годы прошлого столетия отделилась от УПЦ Московского патриархата.
Филарет предан анафеме, церковь не признают, она не канонизирована несмотря на то, что Киевский патриархат имеет две духовные академии, шесть семинарий, более 40 монастырей и около трех тысяч приходов на Украине.
Многолетние разговоры о создании единой Поместной церкви не сблизили две ветви церкви. Глава УПЦ МП Владимир заявил на последнем соборе, что его позиция остается неизменной.
"Единственно приемлемой моделью возрождения церковного единства является объединение всех православных христиан в лоне канонической Украинской православной церкви. То есть, возвращение тех, кто отделился, туда, откуда они вышли", - говорит владыка Владимир.
Глава РПЦ Кирилл, по мнению экспертов, оказывает большое влияние на президента Виктора Януковича. Возможно потому, что духовным учителем украинского президента был священник, исповедовавший, как и российский патриарх, идею единства украинских, российских и белорусских православных церквей.
Отец Зосим Сокур также был противником автокефалии и всегда считал правильным подчинение украинской церкви Москве.
Эксперты считают, что для главы РПЦ во время визита в Киев главное - убедиться в неизменности позиций как иерархов Украинской церкви, так и украинской власти.