Вашингтон, округ Колумбия - Неужели арабская весна превращается в унылую осень? С жестокими репрессиями в Сирии, кровавой гражданской войной в Ливии и балансирующим на краю хаоса Йеменом, количество скептиков растет. Хотя продемократические движения в Египте и Тунисе и добились быстрой смены режимов, в этих странах все еще сохраняется неустойчивое положение. После кратковременного периода надежды многие наблюдатели теперь задаются вопросом, способен ли регион к созданию жизнеспособных государств с энергично развивающимися экономиками.
Революции и переходный период после них, разумеется, являются нестабильными и изменчивыми временами, и достигнутый результат часто оказывается балансирующим на лезвии ножа. Устранение пропасти между завышенными ожиданиями и действительностью ограниченных бюджетов и потенциальных возможностей является испытанием самим по себе. Возмещение былой несправедливости и создание экономики, которая предлагает одинаковые возможности для всех ‑ вот основные вызовы, обремененные, к тому же, изменчивостью, неуверенностью и опасностями политического оппортунизма.
Но переходный период также является периодом больших возможностей. В 1990-х я была среди тех индонезийцев, которые требовали изгнания из страны нашего собственного диктатора – Сухарто ‑ и праздновали это событие, и я присоединилась к новому правительству после его изгнания. Многие наблюдатели предсказывали, что Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире, не сможет поддерживать у себя демократию и в конечном итоге будет охвачена хаосом. Перед нами стояла устрашающая задача. Но мы доказали, что скептики ошибались, и выучили несколько важных уроков.
Возможно, одна из самых важных вещей, которую мы поняли, это то, что не существует решения на все случаи жизни для демократизации. Каждая из стран Ближнего Востока и Северной Африки столкнется с уникальными трудностями, которые должны рассматриваться в контексте их собственных условий. Даже в этом случае они все должны совершить реальный и символический разрыв со своим прошлым. Новые власти должны подать мощный сигнал о том, что со старыми методами покончено.
Изменения должны быть официально отражены в новых законах, которые должны быть широко представлены населению. Очень важно принять законы, которые наделяют граждан свободой слова, дают им свободные и независимые выборы, а также свободу объединений; кроме того, общественности надо четко заявить, что отныне перед законом все будут равны. Что-либо меньшее подорвет процесс перехода.
Кроме того, поскольку коррупция повсеместно является отравой для развития, новые правительства должны действовать быстро, чтобы своевременно создать учреждения и процедуры для борьбы с ней. Прозрачность и подотчетность являются сильными идеями с почти универсальной поддержкой, что означает, что новые лидеры не должны сдаваться, даже когда борьба становится трудной. Организации гражданского общества, местные сообщества, представители бедных и незащищенных слоев населения и женщины играют жизненно важную роль в этом отношении, и они должны участвовать в принятии решений на всех уровнях власти.
В Индонезии мы утвердили сотню законов меньше чем за 18 месяцев, охватив все сферы, начиная со свободы СМИ до выборов, борьбу с коррупцией, децентрализацию и антимонопольное законодательство. Мы ратифицировали новое законодательство в сфере государственных финансов и гарантировали независимость центрального банка страны.
Новые лидеры должны также быть готовыми к неудачам и уметь бороться с ними. В пост-революционные времена ожидания высоки, а стоящие перед ними препятствия огромны. Из своего личного опыта я знаю, что роскошь в виде возможности достижения лучшего результата у нас была не всегда. Мы должны были идти на компромисс и довольствоваться достижением лучших из возможных результатов.
Угроза безопасности является одним из самых серьезных сдерживающих факторов в переходное время. Националистические настроения в обществе сильны, и политические деятели, а также группы интересов могут воспользоваться ими. Часто силы безопасности являются пережитком старого режима, и нет никакой независимой политической системы. На реформы потребуется время, и старая бюрократия, по всей видимости, будет не в состоянии осуществить их.
В Индонезии мы использовали различные инновации для успешного разрешения таких дилемм. Например, мы назначили независимых судей, чтобы они возглавили суды по банкротству и коррупции, так как профессиональные судьи были слишком коррумпированы. Аналогично, когда мы запустили программу «расчета наличными за сделанную работу» как часть нашей программы поддержки бедных, мы попросили сообщества управлять ей.
В более широком смысле, новым лидерам следует обеспечить хорошую работу экономики. Важно восстановить экономическую активность и создать благоприятную среду для предпринимателей, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются основным двигателем создания новых рабочих мест. Следует напомнить, что недавние революции начались с самосожжения тунисского продавца, которого власти изводили придирками и оскорбляли.
Но экономический успех без подотчетности и социального охвата не может быть устойчивым, и новым властям часто приходится делать жесткий выбор, чтобы защитить бедных и незащищенных. Им, возможно, придется отменить нецелевые субсидии, чтобы освободить ресурсы для более целевых и эффективных программ, направленных на борьбу с бедностью и на создание рабочих мест.
В Индонезии нам пришлось провести черту между бедными и почти бедными. Мы не могли поднять зарплаты или предоставить субсидии всем. Наша помощь должна была быть целевой. Поэтому, пока мы помогали самым нуждающимся, мы вынуждены были исключить тех, кто был недостаточно беден, что бы получать поддержку. Это были жесткие и непопулярные меры.
Наконец, страны в переходном периоде нуждаются в поддержке – и не только денежной, но и в технических ноу-хау, для того чтобы можно было осуществлять сложные реформы. Когда я стала министром финансов Индонезии, у меня было 64 000 сотрудников. Но когда нам потребовалось модернизировать нашу систему налогообложения, мы не смогли найти в нашей стране ни одного подходящего специалиста в этой области.
Да, мы нуждались во внешней поддержке, но мы никогда не «сдавали» контроль над процессом реформ; мы заставляли его работать на нас. Если бы мы, индонезийцы, не взяли бы на себя ответственность за наш переход, он бы с легкостью мог провалиться. Этот урок является одним из тех уроков, которые страны в переходном периоде должны хорошо усвоить.
Шри Мулани Индравати - управляющий директор Группы Всемирного банка и бывший министр финансов Индонезии