Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Совсем скоро наступит сентябрь. И вновь на нас обрушатся словесные потоки, бесконечные предостережения, запугивания. Нам будут рассказывать о том, что мы на самом деле хотим, чего мы должны хотеть, о том, чего хотеть не следует, поскольку все зашло слишком далеко или, напротив, еще и не начиналось.
Но мы так и не задали главный вопрос: чего же хотят они. Чего хочет противоположная сторона, палестинцы? Чего они хотят на самом деле. Что нам известно об их желаниях – об их, не о наших. Задавали ли мы им когда-либо подобный вопрос? Готовы ли мы были выслушать их ответ?
Лично мне в последние годы была предоставлена уникальная возможность внимательно выслушивать своих палестинских собеседников в ходе постоянных встреч в рамках неформальных семинаров, предназначенных для израильских и палестинских деятелей.
В ходе этих встреч, которые продолжались в течение нескольких лет, мы сидели за одним столом с влиятельными представителями палестинского общества. Эти семинары были организованы доброжелательными и целеустремленными шведами.
Среди израильтян были представители левых и правых кругов, центристы и даже ведущие деятели еврейского поселенческого движения.
Среди нас было немало людей, которые придерживались «рациональной» веры в то, что можно добиться невозможного, если приложить усилия и постараться понять своего оппонента. Не нужно выступать с позиций обвинителей, говорили мы, нужно просто быть людьми, которые не стремятся заклеймить противоположную сторону, а хотят понять друг друга.
В рамках семинара мы придумали революционную игровую формулу, носившую название «параллельное государство». Коротко можно объяснить суть этой идеи следующим образом: между морем и Иорданом существуют два государства. Каждое из двух государств имеет право считать, что именно ему принадлежит данное географическое пространство. Граждане двух государств реализуют национальный суверенитет на индивидуальном уровне. Иными словами, суверенитет будет определяться в соответствии с гражданством индивида, а не по территориальным параметрам.
Это значит, что любой из граждан этих государств может жить там, где ему заблагорассудится – на территории между морем и Иорданом, в любом населенном пункте. Но оставаться он будет при этом гражданином одного из двух государств. Он будет участвовать в выборах своих органов власти и судить его будут в соответствии с законами государства, гражданином которого он является.
Эта идея выросла из ясного понимания, что нет никаких шансов разделить эту страну – Эрец Исраэль-Палестину – ни физически, ни ментально. «Параллельное государство» – компромисс между принципом «два государства для двух народов» и двунациональным государством. Речь фактически идет о праве на возвращение для двух народов, о двойном суверенитете на территории от моря до Иордана, об окончании конфликта посредством возвращения к его истокам.
Ясное дело, что это звучит как чистое безумие. Однако обе стороны в ходе семинара тщательно разрабатывали решение бесконечного числа проблем – юридических, экономических, проблем, связанных с безопасностью граждан. Выяснилось, что многие из этих проблем вполне решаемы. Разумеется, этот план является научной фантастикой, поскольку ни одна из сторон не созрела для понимания и готовности пойти на компромисс в этом тяжелом конфликте.