Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Уход США возрождает в России опасение наплыва афганских наркотиков

© http://www.marinecorpstimes.comМаковое поле в Афганистане
Маковое поле в Афганистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обоюдные опасения об Афганистане помогают создавать сотрудничество между Москвой и Вашингтоном, несмотря на их различия в других вопросах. Хотя проблема афганских наркотиков, кажется, будет продолжительной, обе стороны должны эффективно сотрудничать с тем, чтобы предотвратить разлад общих отношений из-за этой проблемы.

Мэтью Дюпе в своем аналитическом материале об антинаркотических попытках в Афганистане мастерски анализирует то, как политика США, Афганистана и ООН не может достичь долгосрочного снижения производства опиума в стране. Теперь  соседние страны, особенно Россия, все больше волнуются, что уход войск НАТО из Афганистана оставит их один на один с проблемой.

В настоящее время главной угрозой для России со стороны Афганистана является экспорт наркотиков. Согласно ООН, россияне употребляют большую часть вновь возросшего производства наркотиков, несмотря на то, чтов Европе и Северной Америке спрос на наркотики на основе опиума остался таким же или даже снизился. Специалисты ООН предполагают, что до 2% российского населения употребляют эти наркотики.

В результате афганская наркоторговля стала главным источником напряжения между Россией и НАТО. Российские официальные лица считают возглавляемые НАТО международные силы содействия безопасности в Афганистане ответственными за провал в борьбе с растущим числом опиумного производства в стране. Они считают, что, оккупировав страну, альянс взял на себя ответственность за борьбу с торговлей наркотиков и другими транснациональными преступлениями, которые базировались или планировались в Афганистане.

Также российские чиновники считают, что НАТО никогда не сможет победить талибов, пока афганские боевики могут финансировать свои действия посредством участия в наркоторговле. Они призывают Международные силы содействия безопасности  в Афганистане проводить прямые операции, нацеленные на уничтожение маковых полей, заявляя, что самым эффективным способом борьбы с афганским опиумом станет воздушное орошение.

20 июля во время заседания совета Конгресса США по международному контролю за наркотиками многие американские сенаторы поддержали российскую точку зрения. В своей открывающей речи сопредседатель и сенатор Чак Грэссли (Chuck Grassley) отметил: «С тех пор, как президент Барак Обама вступил в должность в 2009 году, стратегия по борьбе с наркоторговлей была основана на запрете, альтернативном развитии и прослеживании денег». Повторяя требования российского парламента и среднеазиатских соседей Афганистана, Грэссли заявил: «Я поддерживаю данные инициативы, но я также верю в то, что удаление посевов тоже должно быть частью нашей программы по борьбе с наркотиками». Грэссли объяснил, что «удаление посевов означает давление, которое вынуждает наркодилеров совершать ошибки». Сопредседатель и сенатор Дайан Файнштейн (Dianne Feinstein) поддержала рекомендации Грэссли.

До настоящего момента США и другие страны-члены НАТО выражали свои опасения о том, что прямая борьба с производством наркотиков может привести к отчуждению крестьян, чьи посевы уничтожаются, и облегчить талибам возможность их последующей вербовки.

Администрация Обамы пока ограничила свои усилия по уничтожению маковых полей  поддержкой афганских инициатив, которые полагаются на пешие команды, которые уничтожают посевы палками и другими примитивными средствами. Данные кампании обычно избегают действий против крупных наркобаронов, которые обладают поддержкой элиты и желают использовать силу против команд по уничтожению. В большинстве случаев афганские команды по уничтожению предпочитают договариваться об уничтожении, при котором часть маковых полей демонстративно уничтожается в обмен на взятки и неприкосновенность по отношению к оставшемуся урожаю и его хозяевам.

Российские чиновники указывают на Колумбию, где США поддерживают авиараспыление пестицидов, как пример для подражания. Самолеты- опрыскиватели  и другие самолеты могут атаковать большие плантации с безопасного расстояния. Но по многим причинам колумбийский пример не годится для Афганистана. Главное отличие в том, что колумбийское правительство решительно борется с наркоторговлей, несмотря на количество потерянных жизней и огромные расходы. Однако афганский президент Хамид Карзай не станет отчуждать могущественных союзников, которые получают доходы от наркоторговли. Он уже не раз защищал близких сторонников, которых обвиняли в наркоторговле, и отказывался выдавать крупных наркодилеров для судебных процессов в США.

Где-то между двумя разными подходами находится план, разработанный бывшим послом США в Колумбии Уильямом Браунфилдом (William Brownfield), по тому, как бороться с количеством экспорта наркотиков даже после вывода сил НАТО из страны. Браунфилд стал помощником госсекретаря по борьбе с наркотиками  и международным правоохранительным делам в январе 2011 года.

Новая «Инициатива против наркотиков в Центральной Азии» (ИНЦА) разместит силы по борьбе с наркоторговлей в пяти странах Центральной Азии, которые будут сотрудничать с уже существующими в Афганистане и России. Семь групп будут делиться важной информацией о производстве наркотиков, об операциях по перехвату и о полицейских усилиях против наркодилеров в Афганистане. Они также будут помогать улучшать координацию международных и мультинациональных операций, как, например, регулярные операции по изъятию наркотиков «Канал», которые проводятся в Центральной Азии Организацией договора о коллективной безопасности. Получившаяся сеть соединит главный источник наркотиков, Афганистан, с крупнейшими транзитными центрами в Евразии.

Браунфилд побывал во многих точках Евразии, чтобы договориться о региональном принятии его проекта. Несмотря на свидетельства того, что некоторые жители стран получают выгоду от наркоторговли, поток наркотиков сильно вредит этим странам, финансируя местные криминальные и террористические организации, приводя к коррупции в местных органах власти и пропагандируя употребление наркотиков и наркозависимость среди населения. Предложение Госдепа платить за оснащение центров и тренировку персонала помогло вызвать одобрение среди местного населения, но чиновники в Центральной Азии хотят удостовериться, что российское правительство, которому придется в усиленном режиме поддерживать безопасность в регионе после ухода западных войск, не возражает против инициативы.

В целом, Москва должна поддержать проект центров, так как они могут помочь уменьшить поток наркотиков в Россию, которые, по оценкам властей, убивают около 30 тысяч россиян ежегодно. Это больше, чем число советских солдат, убитых во время десятилетней советской оккупации в Афганистане. Наркотрафик также угрожает стабильности союзников России в Центральной Азии, чьи правительства уже опасаются, что нынешняя арабская весна сможет каким-то образом затронуть их политическую стабильность.
 
Но некоторые россияне не так уж легко воспринимают идею о том, что США берут на себя главную роль в вопросе, решение которого сейчас координируется в ООН или в контролируемой Москвой Организации договора о коллективной безопасности. Они хотят, чтобы США лучше сконцентрировали, а в идеале и увеличили правоохранительные функции, создание потенциала и другие усилия в борьбе с наркоторговлей внутри Афганистана, чем брали бы на себя инициативу в строительстве региональной сети независимо от России.

Американские законодатели рассматривают возможные дальнейшие шаги для обеспечения необходимой российской поддержки. Но даже если американское правительство согласится на продвижение авиараспыления в обмен на согласие России по ИНЦА, афганские власти будут против такого шага.

Возможным решением для НАТО станет принятие давнего российского предложения о прямом сотрудничестве с Организацией договора о коллективной безопасности в Афганистане по крайне мере, в том, что касается контроля за наркотрафиком в Центральной Азии. Две организации тогда смогут поддерживать новые центры, интегрируя их в свои сети.

США и НАТО должны также рассмотреть возможность наращивания работы на основе беспрецедентного участия российских офицеров в операции октября 2010 года против нескольких лабораторий по производству наркотиков в провинции Нангахар. Представители ОДКБ могли бы начать с участтия в операциях НАТО и постепенно принять лидирующую роль в рейдах и операциях по перехвату, с предоставлением разведданных и другой поддержки силами НАТО.

Как недавно отметил Николас Гвоздев в своей колонке в WPR, обоюдные опасения об Афганистане помогают создавать сотрудничество между Москвой и Вашингтоном, несмотря на их различия в других вопросах.

Хотя проблема афганских наркотиков, кажется, будет продолжительной, обе стороны должны эффективно сотрудничать с тем, чтобы предотвратить разлад общих отношений из-за этой проблемы.