Тегеран – Иранский законодатель заявил, что его страна более не собирается терпеть дальнейших задержек с российской стороны по запуску первой атомной электростанции Ирана в Бушере.
Иранские и российские чиновники заявляли в июне, что давно откладываемый запуск АЭС Бушер намечен примерно на август, но и этот график оказался под вопросом после комментариев на прошлой неделе со стороны представителя российского Министерства иностранных дел Александра Лукашевича.
Лукашевич заявил по российскому телевидению, что не было установлено никакой «конкретной даты» для запуска станции, которую Россия помогает Ирану строить с 1995 года.
И это вызвало предупреждение в субботу со сторону Хусейна Ибрагими (Hossein Ebrahimi), заместителя председателя комитета иранского парламента по национальной безопасности и международной политике, который заявил, что Иран больше не потерпит от Москвы дальнейших задержек, сообщает агентство Fars News.
Российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» юридически обязана предоставить Ирану конкретную дату запуска, добавил он.
«Согласно условиям контракта, российская компания обязана выполнять свои обязательства в отношении завершения строительства и пуска станции», - сказал Ибрагими.
«Исламская республика Иран больше не будет принимать неопределенности или оправдания для задержек в отношении запуска атомной электростанции Бушер, а электричество, созданное при помощи атомной отрасли, должно начать поступать в энергосистему страны в определенное время».
Запуск сконструированной по немецкому образцу 1000-мегаваттной АЭС Бушер изначально планировался на 1999 год, через четыре года после того, как Россия заключила договор с Тегераном о завершении строительства станции. Но Москва под давлением со стороны Соединенных Штатов и их союзников с тех пор всячески откладывает сроки завершения строительства и пуска.
Американские официальные лица опасаются, что топливные элементы, содержащие низкообогащенный уран, для атомных реакторов на легкой воде, могут превратиться в потенциальный источник для ядерного оружия, в то время как Тегеран настаивает на том, что стремится лишь к производству электроэнергии.
Россия наконец завершила строительство атомной станции в прошлом году под наблюдением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), а Иран разрекламировал планы крупномасштабных празднований в честь открытия Бушера, четыре десятилетия спустя после того, как строительство началось в эпоху правления шаха Мохаммеда Резы Пахлави (Shah Mohammad Reza Pahlavi) в середине 1970-х годов.
Но комментарии Лукашевича, кажется, вызвали очередные сомнения в графике запуска станции, и дали понять, что Россия ждет сигнала от Тегерана.
Торговый вебсайт энергетической отрасли OilPrice.com сообщил, что российский представитель заявил в эфире телеканала «Россия 24», что Москва ожидает от Ирана выражения «предпочтений».
«Заместитель министра иностранных дел Алексей Бородавкин, общаясь с журналистами, я полагаю, описал ситуацию, сказав, что мы бы очень хотели получить более точное выражение предпочтений со стороны наших иранских коллег: когда им будет удобно запустить объект?», - сказал Лукашевич.
Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) заявил в июне, что Тегеран готовится в конце августа осуществить официальный запуск станции и начать генерировать электроэнергию.
«Реактор выйдет на уровень в 40% от своей мощности к середине священного месяца Рамадан (середина августа) и позднее в том же месяце будет включен в национальную энергосеть», - заявил Салехи в интервью 28 июня по иранскому государственному телевидению.