Резюме
Главы Русской, Грузинской и Украинской православных церквей встречаются в Киеве в период с 26 по 28 июля, и во время встречи обсудят ряд вопросов. Одним из таких вопросов является вопрос о переменах внутри Украинской и Грузинской церквей - переменах, от которых Москва может выиграть, используя Русскую православную церковь для расширения своего влияния. Это согласуется с шагами, предпринимаемыми Москвой в советскую эпоху, а нынешний патриарх Русской православной церкви Кирилл уже давно был замешан в этой тактике.
Анализ
Главы Русской, Грузинской и Украинской православных церквей встретятся в Киеве в период с 26 по 28 июля, чтобы отметить два праздника - Крестный ход и День крещения Руси. Три религиозных лидера также проведут серию двусторонних и трехсторонних встреч для обсуждения многочисленных перемен, произошедших в каждой из их соответствующих церквей.
Stratfor давно занимал вопрос, как Кремль использует церковь как инструмент для увеличения своего политического влияния в бывших советских государствах, а глава Русской православной церкви патриарх Кирилл давно был замешан в этой игре. Однако, Украинская и Грузинская церкви сталкиваются с рядом проблем, и встреча в Киеве представляет для Москвы именно ту возможность, которая ей нужна, чтобы добиться своей цели расширения своего влияния.
Религия как рычаг воздействия
На Украине, в Грузии, в Белоруссии и Армении, православие - доминирующая религия. В советскую эпоху Москва использовала эти религиозные связи как политический рычаг для распространения пропаганды и шпионства за своими собственными гражданами, даже при том, что у Кремля и у церкви всегда были напряженные отношения. После падения Советского Союза Грузинская и Армянская православные церкви получили автономию, когда они отделились от Московского патриархата (хотя начнем с того, что в советское время Армянская апостольская православная церковь никогда официально не принимала верховенства Московского патриархата). Украинская и Белорусская православные церкви вместо этого остались лояльны Московскому патриархату, который предоставляла им небольшую степень автономности.
Русская православная церковь не могла воспользоваться своими связями с соседними странами, потому что сама Россия пребывала в состоянии беспорядка. В 1997 году тогдашний президент Борис Ельцин осуществил инициативу, которая запретила в стране любые религии, кроме православия, иудаизма и ислама. Тем самым церковь получила де факто доминирующее положение над христианами. Когда Владимир Путин стал президентом в 2000 году, он захотел сделать таким образом, чтобы церковь стала играть политическую роль внутри России - в основном, чтобы влиять на российское население - и восстановила связи с православными церквями вне России. Это вызвало вражду между Путиным и тогдашним патриархом Алексием II, который не хотел, чтобы церковь становилась политическим инструментом Кремля.
В 2007 года Алексий капитулировал перед требованиями Путина, после чего Путин организовал процесс восстановления связей между Русской православной церковью и автономной Русской православной церковью за границей, которые были отдельными организациями с 1927 года. Это позволило Московскому патриархату усилить влияние в зарубежных церквях, особенно в Соединенных Штатах, Австралии, Германии и Франции, т.е. в странах, где наблюдается сравнительно большое количество православных церквей.
Алексий умер в 2008 году, и к власти пришел патриарх Кирилл. Кирилл, предположительно, работал в КГБ в советское время, помогая КГБ распространять свою пропаганду и шпионить за прихожанами за пределами России, в том числе в Финляндии, и он по-прежнему сохраняет глубокие связи с Федеральной службой безопасности (ФСБ). Путин воспользовался этими переменами в руководстве и вместе с нынешним президентом Дмитрием Медведевым Кирилл и Путин превратили церковь в сильно политизированную машину, когда патриархия начала оказывать влияние на решения по таким вопросам как вопросы, связанные с социальными группами и внешней политикой.
Позднее Кирилл открыто заявил, что Московский патриархат должна увеличивать свое влияние на все славянские и восточные православные общины. Сейчас его заявления направлены не столько на центральноевропейские и балканские церкви, сколько на церкви бывшего Советского Союза, в частности, Украинскую и Грузинскую. Его целью является усиление влияния Москвы на Киев, ослабление отколовшихся православных церквей на Украине и восстановление связей с Грузинской церковью.
Кирилл рассчитывает продвинуться на пути достижения этих целей во время встрече в Киеве. Примечательно, что недавние проблемы внутри православных церквей на Украине и в Грузии предоставили Кириллу, и тем самым Москве, хорошую возможность.
Нестабильность в Украинской православной церкви
После создания Советского Союза Украинская православная церковь разделилась на две ветви: Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ-МП) и автономную Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). После крушения Советского Союза в результате еще одного раскола образовалась третья церковь, получившая название Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП). Сейчас доминирующей церковью является УПЦ-МП, которая объединяет 75% православных общин страны. К УПЦ-КП относятся еще немногим более 15%, и УАПЦ охватывает менее 10% православных общин на Украине.
За последний месяц в УПЦ-МП можно было наблюдать серьезную внутреннюю борьбу. Глава УПЦ-МП, митрополит Владимир, не очень здоров, и как ожидается, вскоре уйдет со своего поста, а среди тех, кто претендует на его место, наблюдается ожесточенная конкуренция. Одновременно епископы и архиепископы (архиереи и владыки) также спорят о степени автономности из церкви от Москвы. Никто не хочет порывать с Москвой, они спорят о законах, регулирующих эту автономию. УПЦ-МП уже выбирает своих собственных епископов и предстоятелей, но делает это в рамках положений Московского патриархата. Несогласие заключается в том, продолжать ли избирать по московским правилам, создать ли отдельные регламенты, или просто не проводить выборов и дать право решать Московскому патриархату. Последняя из возможностей едва ли не уничтожает автономию украинской церкви. Эта дискуссия стала столь серьезной, что УПЦ-МП провела собор по этому вопросу восьмого июля, вторую встречу на столь высоком уровне со времен падения Советского Союза.
Споры проходят в то же самое время, когда наблюдаются некоторые серьезные сдвиги и в УПЦ-КП. УПЦ-КП начала усиливаться после Оранжевой революции, когда новое прозападное руководство страны при тогдашнем президенте Викторе Ющенко захотело, чтобы эта церковь посягнула на сферу влияния УПЦ-МП. Ющенко даже поставил своего собственного брата в качестве политической силы, стоящей за шагами УПЦ-КП. Но когда про-оранжистское правительство пало в 2010 году, влияние УПЦ-КП начало сокращаться, что дало возможность УПЦ-МП начать вбирать в себя ее членов и возможно даже ее церкви.
Русская православная церковь полностью выступает за УПЦ-МП и готова всеми способами помогать ей. Кирилл увеличил число своих поездок на Украину, проехав по многим частям страны в поисках поддержки. Патриарх Кирилл также провозгласил Киев сердцем Русской православной церкви. Исторически это правда, так как патриархат располагался там до 1325 года. Но истинным намерением данной декларации было показать, насколько связаны церкви двух стран.
Грузинский раскол
Присутствие патриарха Грузинской православной церкви Илии II в Киеве весьма противоречиво. Грузинская православная церковь охватывает 84% населения Грузии, остальные 16% по большей части находятся в анклавах и автономных районах страны, таких как Абхазия, Аджария и Самцхе-Джавахети, где присутствуют ислам, Армянская апостольская православная церковь и другие верования. Грузинское правительство уже давно считает Грузинскую православную церковь единственной верой в стране, что рассматривается как весьма спорное решение теми представителями международного сообщества, которые выступают за свободу вероисповедания.
В последние недели имеет место ожесточенный спор - некоторые даже называют его расколом - между грузинским правительством и Грузинской православной церковью. Грузинский парламент принял закон, разрешающий регистрацию представителей других вер в качестве религиозных организаций внутри страны. Илия и многие в православных общинах страны быстро осудили это решение, заявив, что с ними по этому вопросу даже не посоветовались. Грузинское правительство решило пойти на перемены в законодательстве с целью успокоить и умиротворить международную общественность, избавиться от международного давления, но также и для того, чтобы найти основу для того, чтобы протянуть руку и контролировать свои анклавы.
Церковь начала акции и демонстрации против данного шага властей, и эти акции грузинские оппозиционные партии использовали для продвижения своих собственных взглядов. В условиях, когда Грузинская православная церковь пользуется в стране столь большим влиянием, спор может вызвать серьезную ответную реакцию, негативную по отношению к правительству. Но Тбилиси быстро пошел на попятный в некоторых разделах нового закона, приняв решение, что новым верованиям все же будет позволено регистрироваться в качестве религиозных организаций в стране, но при этом оговорив, что никаких других прав они не получают. Более того, правительство заявило, что любая новая дискуссия о дальнейшем присутствии в Грузии должна вестись с участием Грузинского патриархата.
Но ущерб отношениям между грузинскими властями и Грузинской православной церковью уже был нанесен, и Илия решил, что не обязательно и не необходимо следовать позиции правительства как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим вопросам. Он давно хотел восстановить связи с Русской православной церковью (ведущей церковью в грузинской автономной республике Южная Осетия и крупной общине в автономной республике Абхазия). Но в условиях, когда связи между Тбилиси и Москвой были разорваны после войны 2008 года, официальный Тбилиси запрещал Илии любые подобные связи.
В условиях, когда отношения между Тбилиси и Грузинской православной церковью развиваются плохо, Илия решил бросить вызов правительству и двигаться вперед по пути налаживания своих связей с Москвой. Именно это послужило искрой для идеи провести встречу в Киеве, и там встретиться с Кириллом. Теперь у Русской православной церкви есть возможность вступить в игру и влиять на Грузию - опасная перспектива, учитывая, насколько политизированной теперь стала Русская православная церковь.