Во вторник Литва и Австрия согласились учредить совместную рабочую группу, которая встретится в Вене в середине июля для обсуждения недавнего освобождения россиянина, бывшего агента КГБ Михаила Головатова. Напряжение оставалось высоким между двумя странами после того, как Австрия арестовала и вскоре освободила Головатова, который, как предполагается, был одним из советских спецагентов, участвовавших в штурме башни в Вильнюсе в январе 1991 года. Литва выпустила ордер на арест Головатова и опротестовала решение Австрии по его освобождению, отозвав своего посла. Тем временем, Австрия отказалась извиняться и продолжает утверждать, что литовского ордера на арест недостаточно.
Пока Австрия и Литва продолжают спорить о технических и легальных вопросах в деле освобождения Головатова, настоящие последствия этого дела будут измерены многочисленными реакциями, которые оно вызывает по всей Европе. Многие литовские чиновники и политики заявили, что действия Австрии подчеркивают «отсутствие солидарности» среди членов Европейского Союза. Но дело Головатова не разделяет членов ЕС, а лишь подчеркивает существующее разделение.
Россия является причиной разделения. Россия вновь обрела влияние над бывшей советской территорией, и чувствует себя достаточно комфортно в своей непосредственной зоне влияния, что может посматривать на его распространение далее в Европу. Позаботившись о своих первостепенных задачах по безопасности, Москва сприняла более тонкую и готовую к сотрудничеству внешнюю политику по отношению к странам Западной Европы, заменив конфронтацию на сотрудничество.
Российские взаимоотношения с Австрией являютяс тому примером. Австрия является ключевой европейской страной, у которой крепкие отношения с Москвой. Развитие этих отношений может быть прослежено с помощью экономических и энергетических соглашений, включая покупку российским газовым гигантом «Газпромом» акций в австрийской компании OMV и продажу европейской ветви австрийского OeVAG российскому «Сбербанку». Австрия является не единственной страной Западной Европы, которая подписывает похожие соглашения с Россией. Франция продала несколько военных кораблей класса «Мистраль», в то время как французский энергетический гигант Total присоединился к российскому арктическому энергетическому проекту на Ямале. У Германии, европейского де-факто политического и экономического лидеа, самые кооперативные отношения с Россией, примером чему служит газопровод «Северный поток» и переговоры между Газпромом и немецкой энергетической компанией RWE по созданию совместных электрических компаний в Европе.
Что объединяет эти сделки, так это их эффект в Центральной Европе. С точки зрения безопасности, страны Центральной Европы воспринимают Москву в совершенно другом свете, нежели страны Западной Европы, и гораздо сильнее обеспокоены растущим присутствием России на континенте. Эти страны, от балтийских до Польши или Румынии, нервно наблюдают за тем, как другие страны ЕС сближаются с Россией. Более того, многие из активов, продажа которых обсуждается между Россией и странами Западной Европы, находятся в Центральной Европе. Речь идет об активах, принадлежащих австрийскому банку в Венгрии, и энергетических активах в Центральной Европе, принадлежащих немецкой компании. Страны Центральной Европы активно работают против подобных соглашений, опасаясь, что эти движения помогут России получить влияние во многих стратегических активах этих стран.
Возможно, самой активной страной в данном вопросе была Литва, которая боролась с попытками Газпрома монополизировать ее энергетическую систему и попыталась остановить растущее влияние России. Литва призывала другие европейские страны следовать. В данном контексте действия Литвы и ее призывы к другим европейским странам можно воспринять как часть ответа Центральной Европы на существующий в регионе страх по поводу роста российского присутствия в Европе. Этот контекст может быть также применим к делу Головатова: Литва уже воспринимает Австрию как страну, создающую возможности для России, в связи с растущим влиянием Москвы на австрийский энергетический и экономический сектор. Один литовский чиновник даже заявил, что последние события означают, что Европейский Союз превращается в «Газпромовский союз».
Главным фактором в данном вопросе является стратегическая глубина. У стран Западной Европы она есть, а вот в Центральной Европе ее нет. Литва и Австрия находятся на разных концах спектра, когда речь заходит о России. Дело Головатова не привело к разделению. Оно лишь все более показывает растущее разделение в Европе – разделение, которое Россия приветствует и хочет поощрять.