Террористические акты в Норвегии, унесшие более 70 жизней (крайне некомпетентной норвежской полиции понадобилось более суток даже на то, чтобы точно подсчитать количество трупов, поэтому данные о погибших немного разнятся), еще раз напомнили всем странам, народам, верам и религиям о необходимости сдерживать кровожадных психопатов и людей, у которых не существует нравственного компаса. Для таких умных голов как Марк Штейн (Mark Steyn), Памела Геллер (Pamela Geller) и Мелани Филлипс (Melanie Phillips), которые после 11 сентября устроили себе весьма комфортную жизнь, обвиняя мусульман во всех мировых проблемах, это стало мощнейшим потрясением. Правда, еще неприятнее должно быть то, что массовый убийца одобрительно цитировал труды этих людей, а также работы других, самых разных консервативных борзописцев из США и Британии.
Я уже довольно давно с сомнением отношусь к качеству американской консервативной прессы. Но та стремительность и то почти осязаемое бесстыдство, с каким National Review и Wall Street Journal резким маятником и в унисон переметнулись от одной позиции («Одобрение палестинцами действий террористов-смертников ставит вне закона саму идею палестинского государства; готовность к насилию отравляет все») к другой, совершенно несовместимой с первой («Тот факт, что антимусульманская паранойя, которую мы пропагандируем все последнее десятилетие, подтолкнула кого-то к убийству десятков ни в чем не повинных детей, не имеет абсолютно никакого отношения к легитимности наших основополагающих идей»), просто поражает и захватывает дух. Геллер, одна из самых беззастенчивых и развращенных идиоток из рядов консервативного движения США, всю свою жизнь посвятившая фиксированию любого и каждого правонарушения, совершенного любым мусульманином в любой точке страны (дама дошла до того, что начала составлять каталоги дорожно-транспортных происшествий с участием людей, у которых имена похожи на мусульманские), на самом деле сказала такую вот вещь: «Если кто-то и подтолкнул его [Брейвика] к насилию, то это были сторонники исламского превосходства». Видимо, сторонники исламского превосходства настолько сильны и влиятельны, что они одни несут ответственность за действия своих самых непримиримых и решительно настроенных врагов.
Такие увиливания и по-детски наивное желание уйти от ответственности вполне понятны, и о них даже не стоило бы и говорить, если бы лежащие в основе всего этого проблемы не были столь серьезны. Безусловно, сейчас невозможно точно вычислить, что именно толкнуло Брейвика на убийства. Но даже не будучи профессиональным психологом, я думаю, что длившаяся почти всю жизнь разлука Брейвика с отцом в какой-то мере объясняет его страстное стремление к стабильности, власти и порядку. Однако и громкий хор кривляющихся пустобрехов, постоянно сокрушающихся по поводу «гибели Запада» и неумолимой опасности, создаваемой смуглыми мусульманами, также вполне определенно несет на себе часть вины.
Когда регулярно читаешь о том, что судьба западной цивилизации висит на волоске, что мы стремительно проигрываем в войне между христианством и исламом, что коридоры власти заполнены исключительно изменниками и предателями, и что если против темных сил не восстать со всей непримиримой решимостью и всеподавляющей мощью, эти силы скоро разрушат все то, чего Европа добилась за два тысячелетия, не следует особо поражаться, когда глупые или психически неустойчивые люди начинают расценивать все эти заявления как лицензию на убийство. В конце концов, когда цивилизацию надо спасать, иначе ее очень скоро разрушит безжалостный и неразумный враг, нет никаких проблем в том, чтобы убить несколько человек здесь и бросить бомбу там. Ведь все это борьба за правое дело, так? Разве не стоит вся Европа того, чтобы совершить ради нее убийство?
Ирвинг Кристол (Irving Kristol), смертельно заразившийся бациллой неоконсерватизма, как-то выразил свое неудовольствие социал-демократией, написав: «Есть нечто фундаментально порочное в стране, где политика зависит от цен на вставные зубы». Как почти во всех прочих случаях, дорогой Ирвинг все поставил с ног на голову. Ни одна страна в мире не совершила большого зла и не нанесла большого вреда тем, что при помощи технических достижений начала оказывать услуги своим гражданам в области здравоохранения. Все те страны, которые сосредоточены на небольших, но важных делах, в которых нет места идеологии и громким песням о воинской славе, и которые отдают предпочтение повышению эффективности управления, просто по определению не могут совершить ничего «фундаментально порочного». Проблемы начинаются лишь тогда, когда заводится разговор о вещах абстрактных (таких как «свобода» и «западная цивилизация»), которые настолько бессмысленны и неопределенны, что их можно трактовать как угодно. Ведь что на самом деле означает «западная цивилизация»? Для многих один из определяющих признаков западной цивилизации заключается в отделении политики от религии. Но для Андерса Брейвика, который совершил массовое убийство, якобы отстаивая ее, такое отделение является одним из важнейших недостатков западной цивилизации, в связи с чем необходимо создать некую панъевропейскую церковь, которая, по крайней мере, организационно, должна иметь большое сходство со средневековой Римской католической церковью.
Всем и каждому крайне необходимо понять, что политики должны заниматься именно небольшими, но важными делами, что им надо забыть обо всех крестовых походах, что им надо тратить меньше времени, и то и вообще отбросить в сторону все мысли об абстрактных политических идеях, и что вместо этого они должны сосредоточить всю свою энергию на справедливом и честном повышении материального благосостояния своих сограждан. Есть огромное множество способов обеспечить реальный рост уровня жизни, и почти все эти способы подразумевают, что людям надо дать возможность более свободно и легко принимать решения о том, как тратить свои средства. Есть масса возможностей для проведения честных дебатов по целому ряду связанных с этим проблем – и важность этих дебатов повышается в связи с тем, что они могут иметь реальные последствия.
Но ужасы Осло напоминают нам, что всегда есть озлобленные, нетерпимые и напуганные люди, которые из-за кажущейся бессмысленности своей жизни ощущают потребность примкнуть к чему-то более значимому и весомому, чем они сами, к чему-то, что в силу собственной масштабности и важности дает этим людям возможность просто чувствовать себя лучше из-за своей причастности. Именно так поступил Брейвик с «антиисламским» движением; именно так поступят некоторые безымянные пока психопаты с другими движениями, которые основаны на огульной и всеохватывающей идеологии. И решение проблемы здесь не в том, чтобы запретить вызывающие неудобство и неприятные речи, как думают некоторые. Скорее, нам надо взять на себя персональную ответственность за противодействие идеологии и одержимости всякий раз, когда мы сталкиваемся с их проявлениями. Мы должны стыдить тех, кто занимается этими шарадами, кто говорит, что «западная цивилизация» на грани уничтожения. Мы должны урезонивать тех, кто подобно России утверждает, что политическое движение в состоянии объединить всех «правильно мыслящих» и «патриотически настроенных» граждан.