Москва – Российский суд в среду отклонил ходатайство об условно-досрочном освобождении находящегося в заключении делового партнера нефтяного магната Михаила Ходорковского из-за того, что тот «не раскаялся».
Суд в северо-западном городе Вельск заявил, что Платон Лебедев не имеет права на досрочное освобождение из-за двух нарушений тюремного режима, включая потерю пары брюк. «Лебедев не раскаялся в том, что он сделал», - заявил в показанном по телевидению выступлении судья Николай Распопов. «Условно-досрочное освобождение не представляется целесообразным».
Лебедев, член совета директоров нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, сидит в тюрьме с 2003 года. Оба они были арестованы по обвинениям в уклонении от уплаты налогов, обвинения чаще всего рассматриваются как политически мотивированные, и были приговорены по этим обвинениям в 2005 году.
Ходорковский рассматривался как политическая угроза Владимиру Путину, который был президентом тогда, когда оба они были арестованы, а сейчас является премьер-министром.
Лебедев и Ходорковский в прошлом году были подвергнуты судебной процедуре еще раз, и в итоге были признаны виновными в краже нефти у ЮКОСа и хищении средств. Лебедев имел право на условно-досрочное освобождение, отбыв половину из своего 13-летнего тюремного срока.
По надеждам на освобождение Лебедева был нанесен серьезный удар во вторник, когда тюремные чиновники (представители колонии) высказались против УДО в официальной форме оценки, заявив, что он нарушал тюремные правила, снабжал табаком своего соседа по камере и потерял пару брюк.
Лебедев обвинил тюремную администрацию в том, что она потеряла его форму. Его адвокат Евгений Ривкин издевательски высказался о причине для отрицательной характеристики, приведенной администрацией колонии. «Вы что, правда верите, что все представленные сегодня личные обращения, показания свидетелей, награды и дипломы могут перевесить тот факт, что он давал сигареты или еду сокамернику или потерял пару брюк?», - цитирует Ривкина информационное агентство «РИА-Новости», эти слова он сказал представителю колонии.
В своем финальном выступлении Лебедев заявил, что то, что в России XXI века имеют место быть «политические заключенные – неприемлемо». «У вас есть исторический шанс это изменить», - сказал он.
После заседания, продолжавшегося семь часов в жарком зале без кондиционера журналисты постили в «твиттер» сообщения о «парилке» и «бане», а телевизионная трансляция демонстрировала, как присутствовавшие в зале потеют, и у судебного охранника половина его голубой рубашки залита потом.
Лебедев был арестован за несколько месяцев до Ходорковского, и некоторые обозреватели спекулировали на тему, что он мог быть взят в заложники в обеспечение того, чтобы глава ЮКОСа не покинул страну. У Лебедева четверо детей и трое внуков.
Елену Липцер, другого адвоката Лебедева, душили слезы, когда она зачитывала письмо к судье, рассматривающему прошение об УДО, написанное девятилетней дочкой Лебедева.
«Я плачу почти каждый день. Я не могу спать ночью, думая о папе», - написала Мария Лебедева в письме.
Адвокат Лебедева Алексей Мирошниченко заявил агентству ИТАР-ТАСС, что он подаст апелляцию на решение суда.