Паулс уже заранее, ожидая вопросов о «Новой волне», принимает кислое выражение лица. «Каждый год надо пояснять, оправдываться», - раздраженно говорит он. Действует на нервы, больно, что в Латвии его делают каким-то «другом русских» с политическим оттенком. «Кто больше меня занимался латышскими песнями, а мне еще и приходится выслушивать различные обвинения».
Маэстро в России до сих пор получает подтверждения уважения за красивые песни, созданные им. Когда в начале года он отмечал 75-летний юбилей, поздравления пришли также из канцелярий Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
О дружбе с влиятельными в России людьми Паулс говорит – знал их еще до того, как они стали знаменитыми, богатыми, влиятельными. Они уважают Паулса, и для него это важно.
Паулс негативно расценивает разделение общества по этническому принципу. «Русские везде в мире. Всюду их хотят зазвать, в магазинах даже пишут: «Здесь говорят по-русски». Мы зачастую хотим добиться, что: нет, нет, они нам не нужны!».
Паулсу хотелось бы, чтобы латыши однажды смогли провести красную линию, больше не упоминая произошедшие в истории трагедии малых народов.
«Почему в Европе это могут понять: бывшие враги Россия и Германия – сейчас самые большие друзья, а мы – нет?». Он также советует посмотреть на себя: в созданной в России системе ЧК было полно латышей. «Разве мы перед кем-то за это извинились?».
Этнический вопрос для Паулса также глубоко личный, его супруга Лана – украинка. В будущем году оба будут праздновать золотую свадьбу. «Когда мы женились, были те, кто смотрел косо», - говорит Паулс.
«У нас получилось так, что никогда не доходили до конфликтов. Можем сказать что-то довольно резкое, но сразу же оба от этого отступаем». Характер жены – основа счастливого брака. За пятьдесят лет ни разу не думал о разводе.
На «Новую волну» Паулс вместе с Ланой направятся с двойственным чувством. Критиковать только что родившихся звезд он мог бы с утра до вечера и бизнес развлечений – тоже.
«Теперь, чтобы что-то создать, требуются ненормальные средства. Мы (в Латвии) не можем позволить себе ни записи, ни костюмы…». У российских молодых исполнителей деньги есть, но «их надо отработать, даром никто ничего не даст, рынок жесток».
Паулс молодых звезд в музыке сравнивает со звездами в политике – нет индивидуальности, недостает знаний, интеллигентности. На «Новой волне» проблемы в музыкальном смысле, композитор косвенно указывает на посредственный уровень подготовки молодых певцов.
По поводу вызвавшей этим летом скандал идеи создания аллеи звезд у концертного зала «Дзинтари», первым в которой будет записан Паулс, а потом также имена других знаменитостей и лауреатов «Новой волны», маэстро машет рукой: «Не нужно делать! Если это вызывает ужасно негативные эмоции, не надо аллею!»
Вместо этого Паулс рекомендует оборудовать второй туалет за кулисами концертного зала «Дзинтари», чтобы нескольким сотням исполнителей во время фестивалей и концертов не приходилось стоять в очереди в единственный туалет.
«Раздевалки ужасные, обитые регипсом стены, фанерные перегородки. Приехал Стив Уандер, он вообще не понял, куда попал. Даже в Витебск удовольствие приезжать: большой зал, отличные раздевалки, не говоря уже о туалетах. И это при Лукашенко, он у нас виноват во всем!».
«Достойно сожаления!» - критикует Паулс самоуправление Юрмалы, которое не способно развить город, чтобы зарабатывать на туризме «Я считаю, что мэр Юрмалы должен быть евреем – чтобы действовал!».
Нужна ли Паулсу «Новая волна»? Из-за дружбы, уважения к организаторам – да. Хотя весной и проползли слухи, что «Новая волна» может переселиться в Ялту, у Маэстро другая информация. Готовится новый договор на пять лет о проведении фестиваля в Юрмале.
«Это очень хорошо, потому что привлекает в Латвию деньги», - считает Паулс. Он защищает гостей и участников фестиваля, сравнивая их с другими туристами. «Как вам нравятся те, кто по ночам бесчинствует на Домской площади, свинячит у Памятника Свободы? Извините, не слышал, чтобы какой-то русский писал у Памятника Свободы!».
Только что прошел референдум (о роспуске Сейма), но Паулс в нем не участвовал. В сентябре на выборы Паулс не пойдет. Не верит, что что-то изменится. «Хороший человек не может быть политиком. Там нужно быть очень хорошо подготовленным – интриганом, когда нужно. Нужно разыгрывать театр, когда нужно, плакать, когда нужно».
Паулс стал раздраженным, когда я спросила, как он оценивает (премьера Латвии) Валдиса Домбровскиса, которому удалось вытащить страну из кризиса.
«Что означает – вытащить из кризиса? Как вытащил? Сколько вытащил? Одолжив деньги? Критерий - зарплаты и пенсии людей. Партия, которая победила на выборах, не сделала ничего».
У Паулса нет ни одного хорошего слова о политиках национального блока - «они снова поднимут русский вопрос». «Громкие лозунги, а практических дел абсолютно никаких».
Самой большой ценностью в своей жизни Паулс считает независимость - его не волнует, будут завтра или нет новые предложения работы. Латышам Паулс советует присмотреться, может быть, даже поучиться у него отношениям с российским обществом. «Они – с уважением ко мне, я – к ним».
(Публикуется с небольшими сокращениями).
Перевод: Лариса Дереча