Косовска Митровица, Приштина, Нью-Йорк, Белград - Двухдневный кризис на севере Косова и Метохии, вызванный попытками специальных подразделений косовской полицейской службы Rosa занять административные переходы Ярине и Брняк, в среду вечером вылились в насилие. Больше десятка молодых людей в масках и солнцезащитных очках около 19 часов подожгли пограничный пункт Ярине, а близлежащую базу KFOR забросали бутылками с зажигательной смесью.
Президент Сербии Борис Тадич, глава сербской делегации по переговорам с Приштиной Борислав Стефанович и министр по вопросам Косова Горан Богданович вчера осудили насилие в Ярине. Тадич выступил за немедленное прекращение насилия и призвал сербов в Косове к спокойствию, сдержанности и миру. На дороге между Ярине и Лепосавичи в среду вечером было совершено нападение на журналистов агентства «Танюг», медицинскую помощь им оказали в Лешке. Министерство обороны Хорватии объявило, что в среду был обстрелян хорватский вертолет, входящий в состав сил KFOR.
По просьбе Сербии провеcти экстренное заседание Совета Безопасности ООН из-за событий в Косове председательствующая Германия назначила на вторую половину четверга закрытые консультации. Часть сербской оппозиции – партии DSS и SRS - требуют срочно созвать внеочередное заседание парламента Сербии.
Хотя нет никаких официальных сообщений EULEX о нападении на пункт Ярине, некоторые белградские СМИ сообщили, что речь идет о сербах. Директор сербской полиции, Милорад Вельович заявил, что экстремисты из Сербии не прошли на територию Косова, в то время как премьер-министр Косова Хашим Тачи в беспорядках обвинил «сербские параллельные структуры и официальный Белград». На заседании правительства Косова, состоявшемся в среду, Тачи заявил, что EULEX был проинформирован о спецоперации на севере страны, но поколебался и отказался поддержать ее.
«Поджог Ярине – экстремистская акция, которая поставила под угрозу срыва переговоры, приближающиеся к окончанию. Я осуждаю любое насилие. Теперь мы должны постараться прийти к как можно более конструктивному решению. Нам предстоит тяжелая ночь», - заявил Danas Борислав Стефанович перед встречей с командиром KFOR, немецким генералом Эрхадом Билером.
Стефанович заявил, что никто не владеет информацией, отступили ли специальные войска косовской полиции в среду в Приштину или, как накануне, остались в южной, албанской части Косовска-Митровицы. Он отмечает, что необходимо сделать все, чтобы «не допустить их нападение на север Косова».
На время закрытия второго выпуска нашей газеты на переходе Ярине находились официальные представители Сербии, большая группа сербов, сербские представители полиции Косова и KFOR. На переходе Брняк в среду вечером было тихо, а на севере Косова сербы остались на баррикадах. В среду вечером они пропустили через блокаду к Ярине у Лепосавича 50 транспортных средств немецкого KFOR, рассказали источники Danas. Дорогу, как сообщили Danas, заблокировали 57 машин, в том числе тяжелая техника и грузовые автомобили.
По сообщениям репортеров РТС, представители косовской полиции поспешили покинуть пункт Ярине как раз перед приходом нападающих. Молодчики в капюшонах бросали бутылки с зажигательной смесью на строения контрольно-пропускного пункта, были слышны выстрелы и взрывы. Коктейль Молотова брошен и на базу KFOR. После взрыва на базе послышались выстрелы оружия, показался дым. Через пятнадцать минут после нападения на Ярине президент Сербии заявил, что «хулиганы, провоцирующие насилие, не являются защитниками граждан или сербского государства».
Американский KFOR бронированными машинами заблокировал дорогу от Ярине к Косовска-Митровице, недалеко от Лешка. На Ярине вскоре появились Борислав Стефанович и Горан Богданович, которые объявили о встрече с генералом Билером и председателями сербских муниципалитетов на севере Косова.
Госсекретарь по Косову Оливер Иванович сообщил агентству «Бета», что инцидент был «предсказуем, потому что сербы не тот народ, который позволит себя унижать».
В среду ситуация на севере Косова была напряженной. Несмотря на то, что накануне после столкновения с сербами в северной части косовские спецподразделения при дипломатическом вмешательстве НАТО, KFOR и ЕС отступили с этой територии, вертолеты KFOR снова вернулись в Ярине и Брняк. С места событий во второй половине дня приходили противоречивые сообщения.
Источники Danas утверждают, что пересечения Ярине в среду контролировали представители Rosa, поляки из специальной полиции EULEX, в то время как в Брняк кроме 11 спецназовцев косовской полиции, было четыре таможеника. Associated Press со ссылкой на пресс-аташе косовской полиции Брахима Садрию сообщил, что «специальные подразделения вернулись на свои базы».
Министр внутренних дел Косова Байрам Реджепи заявил, что они договорились с KFOR, что спецназ отступит из Брняка и Ярине, поскольку они выполнили задачу, для которой и были отправлены на север Косова – «восстановить закон на этих пунктах». По его словам, на переходах Ярине и Брняк развернуты силы косовской полиции и таможенных органов, сербы и албанцы, которых поддерживает KFOR, и до «урегулирования ситуации» они будут выходить на контрольные пункты вертолетами KFOR и работать по 12 часов в сутки.
В ответ на сообщение о том, что KFOR вертолетами доставляет косовских спецназовцев на административные границы с центральной Сербией, сербы на дороге Митровица-Рашка возле Лепосавиче насыпали десятки кубометров песка и мусора и перекрыли дорогу Косовска Митровица - Рибариче. В Звечане сербы, по данным нашего источника, только при посредничестве Борислава Стефановича, министра Богдановича и епископа Рашко-Призренского Феодосия, пропустили американский KFOR. В связи с обострением ситуации на севере Косова муниципальный совет Косовска-Митровицы в среду ввел чрезвычайное положение. Совет Косовска-Митровицы призывает правительство и президента Сербии, а также профильные министерства, в соответствии с конституционными полномочиями принять все возможные меры для защиты территориальной целостности.
Ведущие западные страны, которые поддерживают самопровозглашенную независимость Косова и с пониманием относятся к действиям властей Приштины, призвали к мирному разрешению кризиса, в то время как Кремль обвинил албанские власти в Косове в провокационном дестабилизировании и без того шаткого положения в крае и подрыве переговорного процесса между Белградом и Приштиной.