Южный Кавказ все еще рассматривается Россией своей зоной влияния, доказательством чему служат не только российские оккупационные войска на территории Грузии или российская военная база в Гюмри (Армения), но и контроль над политико-экономической ситуацией, правда не всего Южного Кавказа. В этом смысле у Москвы сохранились рычаги давления, в том числе и в виде конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Об этом интервью азербайджанского политолога Зардушта Ализаде порталу «Грузия Online«.
- Последняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России оказалась безрезультатной по Нагорному Карабаху. Некоторые эксперты считают, что до президентских выборов в России не будет никаких изменений вокруг решения этой проблемы, так как Москву устраивает ситуация «ни мира, ни войны»...
- Никто из политологов не в состоянии со 100%-ой точностью предсказать ход событий на Южном Кавказе. Так много иррационального и непомерной роли индивидуальных и мелких групповых интересов влияют на ситуацию, что здравый смысл, учет реальных интересов сторон конфликта и научные критерии просто отметаются. Кто мог представить себе, что Россия начнет разжигать конфликт, который подорвет ее гегемонию в регионе?
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация шахматного цугцванга, когда против России и пролонгация статус-кво, и любое предвидимое развитие в конфликтной зоне. Россия может выиграть только при варианте решения конфликта на базе защиты демократических прав населения и уважения законных прав государств, но исповедуемая нынешним политическим руководством философия делает невозможным принятие ею любого рационального и выгодного всем сторонам решения.
Так что более вероятна некая симуляционная акция, призванная продемонстрировать крутость и эффективность президента Медведева. Ничего серьезного и позитивного от посредничества России ни Армении, ни Азербайджану ждать не следует.
- Может ли повторится в отношении Карабаха аналогичная с Грузией ситуация 2008 года и в случае войны между Арменией и Азербайджаном Москва признает независимость Карабаха?
- При иррациональном, и будем откровенны, антироссийском характере российского руководства ничего нельзя исключать. Но чего добилась Россия актом признания сепаратистских режимов? Предельно ясной демонстрации отсутствия какого-либо авторитета в мировой политике, отсутствия верных союзников...
Что касается вероятности возобновления войны, то полагаю, что Армения, реально оккупирующая Карабах и не несущая никакого наказания за нарушение международного права, сама не заинтересована в таком изменении ситуации, которое таит в себе много неизбежных угроз, одна из которых очевидна - тотальное разрушение всего в зоне боевых действий и огромные людские потери.
Азербайджанская власть сладострастно проедает огромные деньги от углеводородного сырья. Мешает ли нерешенность конфликта этому любимому занятию? Отнюдь, более того, конфликтом легко затыкаются рты протестующих граждан. Поэтому я лично не вижу серьезных причин для нового витка боевых действий. Другое дело, что России понадобятся новые бедствия и новые катастрофы, традиционно захочется получить копеечную прибыль за счет сожжения домов соседей...
- На какие уступки или компромиссы должны пойти Азербайджан и Армения в отношении Нагорного Карабаха?
- Камнем преткновения на переговорах является нежелание Армении согласиться с ситуацией восстановления контроля Баку над Карабахом и решимость Баку сохранить территориальную целостность страны. На первый взгляд - противоречие неразрешимо. Но это в реальности авторитарных политических режимов Южного Кавказа. Хотя, кроме ущербных политических режимов Армении и Азербайджана, в мире существуют также демократические государства, которые обеспечивают реальную безопасность и самоуправление этнических меньшинств, при сохранении территориальной целостности страны.
Представители гражданских обществ Армении и Азербайджана на месте изучали чрезвычайно успешный и поучительный опыт совмещения самоопределения шведского меньшинства и территориальной целостности в Финляндии на примере Аландских островов. Мы пришли к мнению о привлекательности этого примера как основы для обсуждения путей выхода из нашего конфликта. Теперь дело за созданием некоего общественного двухстороннего формата для разработки совместных идей и начала созидательного обсуждения на уровне экспертных сообществ.
Для компромисса по Карабаху необходимо, чтобы Армения заявила о признании территориальной целостности Азербайджана, а Азербайджан о своем согласии на автономию Нагорного Карабаха по образцу Аландов, что практически исключает вертикальное подчинение региона столице «по-южнокавказски».
Насколько реальны перспективы озарения демократией сознания южнокавказских феодалов? Все зависит от самих народов - хотят жить как люди, должны требовать от властителей уважения законов и интересов граждан, согласия на компромисс. Не понимают и не знают прелестей мирной жизни под сенью законов - пусть продолжают жить в этом постыдном и унизительном положении, слушать трели националистических сирен, завлекающих народы на скалы национальной катастрофы.
- В Москве состоялась встреча министров иностранных дел России и Азербайджана - Лаврова и Мамедьярова. На пресс-конференции, Лавров заострил внимание на характер базовых принципов, которые являются «не юридическим, а политическим документом». Что это означает? Если это понижение статуса документа, кому он выгоден и для чего это делается?
- Конфликт из-за НК в реальности политический и любые ссылки на право являются отвлекающим маневром для сокрытия истинных целей бенефициаров. Это относится одинаково и к Армении, и к Азербайджану, и к сопредседателям. Просто, в рамках Минской группы страны-сопредседатели больше ищут механизмы защиты своих меркантильных и геополитических интересов, чем защиты населения стран Южного Кавказа. Г-н Лавров прав, этим заявлением он не повышает и не понижает статус обсуждаемого документа, он просто грамотно квалифицирует его природу.
- Жестокая реальность - страна, которая заинтересована в провоцировании войн в лице т.н. этноконфликтов на Южном Кавказе, как инструментов давления, является одним из главных медиаторов во всех конфликтах – это Россия. И поэтому они нам постоянно напоминают, что в Грузии можно еще спровоцировать конфликты, например, с азербайджанцами или армянами, проживающими у нас...
- Не только у вас. И в Азербайджане Россия в состоянии разжечь дополнительно не один очаг межэтнического конфликта. Но вину я накладываю не только на Россию. Она делает то, что делала всегда. А где же мозги политиков ЮК?
- Как Вы прокомментируете слова руководителя Фонда Джеймстаун Глена Ховарда: «Что касается Европы, то у нее нет особой заинтересованности в Южном Кавказе.Поэтому, единственным конкурентом России в этом регионе являются США. Однако у Вашингтона нет конкретной политики в этом регионе и вся инициатива в руках России. Азербайджан же хочет привлечь к решению конфликта все ведущие державы».
- У Европы заинтересованность есть. Нет политической воли. Во внешней политике Европа в целом плетется в фарватере Госдепа. Сами непосредственные участники конфликта - главы Армении и Азербайджана - зависимы от России и имитируют поиск мирного решения, избегая нарушить инструкции Кремля. Шаг влево, шаг вправо - расстрел, как в Армении, или переворот, как в Азербайджане.
Азербайджану следует не привлекать к разрешению конфликта новые государства и организации, а реально начать диалог с армянским и азербайджанским населением Карабаха, начать диалог с гражданским обществом Армении. Тогда откроются новые горизонты и появятся новые пути-дороги к миру.
- Вы встречались с азербайджанцами, гражданами Грузии, как они живут, какие проблемы их беспокоят?
- Проблемы граждан Грузии азербайджанской национальности ничем не отличаются от проблем граждан Грузии грузинской национальности. Они общие для всех - безработица, бедность, нехватка ресурсов (земли, доступа к кредитам и пр.). Есть и специфические проблемы, проистекающие из недостаточного владения государственным языком и слабых навыков отстаивания своих гражданских прав. Я наблюдаю за положением в Грузии, начиная с 1989 года, и отмечаю позитивные тенденции: растет сознательность азербайджанцев Грузии, знание грузинского языка, их сплоченность. Но ожидать от грузинских бюрократов соблюдения абстрактной справедливости и гуманизма такое же бесплодное занятие, что и ждать подобное от азербайджанских бюрократов.
- Недавно я прочла, что этническим грузинам-ингилойцам в Саингило, Закатальской области, очень трудно жить, им не разрешают открывать грузинские школы, говорить на грузинском языке, крестить детей, давать им грузинские имена и фамилии, о прессе и телевидении на грузинском языке и речи не может быть. Трудно в это поверить...
- Аналогичная ситуация и у грузин Азербайджана. В области нарушения прав человека азербайджанские чиновники их не «дискриминируют» - обижают не меньше азербайджанцев других национальностей. Могу им посоветовать то же, что советовал и советую азербайджанцам Грузии: объединяться в политическом и общественном поле, наладить тесное сотрудничество с гражданским обществом страны и единым фронтом выступать в защиту соблюдения гражданских свобод всех жителей Азербайджана.
- Как Вы смотрите на идею, превратить Текали в маленький кавказский Брюссель, но с истинно демократичным наполнением (имеется в виду участие простых граждан всех государств, вовлеченных в конфликты) – осуществимо ли сближение конфликтующих народов?
- В это верит г-н Ванян. Своим участием в его проектах свою солидарность выразили более полусотни жителей региона. Дело за малым - поверить и начать работу для реализации этого благородного почина. Лично я верю, что мы преодолеем все конфликты и превратим Южный Кавказ в регион мира и процветания. Если это не так, то мы должны расписаться в своей ущербности и дикости. А это для меня неприемлемо.