Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Парень в зеленой футболке, стоявший рядом со мной во время 30-тысячной манифестации, прошедшей в Тель-Авиве в минувшую субботу, сказал мне, что он придерживается левых взглядов, но остается сионистом. Голосует за МЕРЕЦ. Зачем он пришел на демонстрацию? Потому что нас поимели, сказал он, превратили в дешевых шлюх, сделали рабами, сексуальными наложниками.
18 олигархических семейств безраздельно владеют израильской экономикой, используют нас, обманывают нас, пудрят нам мозги, держат за идиотов. Они высасывают из нас кровь со своими банками, сотовыми компаниями, супермаркетами. Они промывают нам мозги при помощи своего 2-го телеканала. Из-за них мы не получаем нормальные зарплаты. Из-за них у нас нет нормальной жизни. Из-за них у нас нет денег на квартиру. Из-за них у нас нет дома, нет страны. Поэтому единственное решение проблемы – восстать против них. Подняться на их престижные башни-небоскребы и подвесить на этих башнях олигархов вниз головой.
Гневные слова парня в зеленой футболке не отражали дух субботней демонстрации и дух палаточного протеста на бульваре Ротшильда. Однако его искренний гнев и агрессия напомнили предостережение десятилетней давности, прозвучавшее из уст Амира Переца. Наступит день, заявил Перец, и разгневанные массы ворвутся в фешенебельные виллы Савьена и Герцлии-Питуах.
Агрессия, граничащая с вербальным насилием, проявленная парнем в зеленой футболке, является крайним выражением того тихого, ненасильственного (пока что) гнева, который охватил сегодня всю страну. Речь больше не идет исключительно о жилищном кризисе или проблемах здравоохранения. Речь идет о проникшем во все поры общества понимании, что израильский капитализм разочаровал людей и стал им ненавистен. Что народ действительно требует социальной справедливости.
Однако Биби не слышит, Биби не понимает. Он все еще является фанатичным приверженцем мировоззрения Рональда Рейгана и Шелдона Эдельсона. Поэтому с ним следует говорить на том языке простого народа. Проблема не в бюрократизме Земельного управления, глупец. Проблема в угнетении масс, в их безжалостной эксплуатации.
Угнетение становится невыносимым и бесчеловечным. Угнетение сводит людей с ума. Поэтому парень в зеленой футболке изъясняется подобным образом. Поэтому тысячи людей выходят на улицу в изнуряющий июльский зной. Поэтому опасный популизм распространяется по стране, как пожар в сухом лесу. Если израильская машина власти не произведет капитальные ремонт, действуя продуманно и рационально, она получит иррациональный удар.
Если народу не будет предложена новая социально-экономическая сделка, многие израильтяне примут участие в уродливом, стихийном бунте. Израиль может оказаться в смертельной опасности.
Новая социально-экономическая сделка XXI века должна содержать в себе три параметра. Должны быть установлены жесткие границы рыночной системы. Власть должна сказать внятно и бескомпромиссно: образование, здравоохранение и социальное обеспечение не являются предметом рыночного торга, купли-продажи. Это базовые права граждан. Они не подлежат приватизации. Власть должна обеспечить неприкосновенность этих трех сфер благосостояния граждан, которые должны находиться под полным государственным контролем и предоставлять гражданам достойную жизнь.
Второе. Власть должна обеспечить подлинную рыночную конкуренцию. Рынок должен действительно быть рынком. Больше нет места монополиям, дуополиям, картелям. Если вы разглагольствуете о конкурентной погоне за успехом – то так тому и быть. Если уж свободный рынок – то настоящий свободный рынок. Владельцы крупного капитала должны вызубрить три основных принципа свободного рынка: конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция.
Третье. Власть должна немедленно приступить к решению жилищной проблемы. Поскольку частный рынок жилья оказался неэффективным, государство обязано вмешаться в рыночные механизмы и обеспечить строительство примерно двухсот пятидесяти тысяч новых квартир. До тех пор, пока не будет завершен этот национальный проект первостепенной важности, правительство должно действовать в этой сфере в режиме чрезвычайного положения. Оно должно обложить налогом владельцев сотен тысяч квартир, приобретенных в качестве финансовых инвестиций, и заставить их продать свою недвижимость либо сдать в аренду по низким ценам.
Израиль нуждается в разумном синтезе социалистических и либеральных тенденций, а не в неолиберальном беспределе.