Пока лидеры Русской, Украинской и Грузинской православных церквей продолжают встречаться в Киеве 27 июля, грузинский патриарх Илия II публично обратился к православным общинам в Абхазии и Южной Осетии с призывом восстановить связи с Грузинской православной церковью. Это произошло на следующий день после того, как российский православный патриарх Кирилл I сказал, что Русская православная церковь не будет претендовать на духовную власть над двумя грузинскими сепаратистскими регионами.
Пока Москва и Тбилиси все еще находятся в состоянии ожесточенного противостояния после русско-грузинской войны 2008 года, создается впечатление, что их две ведущие церкви смогли найти общий язык. Однако каждая из церквей за кулисами нынешних переговоров имеет свою мотивацию.
Тот факт, что главы Русской, Украинской и Грузинской православных церквей встречаются – очень неоднозначный, потому что эти церкви – это политические инструменты правительств соответствующих стран. Ведущая Украинская православная церковь подпадает под руководство Московского патриархата, но пользуется некоторой степенью автономии. Грузинская православная церковь сохраняла свою автономию от Москвы со времен краха Советского Союза.
Политические разногласия между грузинским и российским правительствами привели к тому, что Русская и Грузинская православные церкви были не в ладах друг с другом больше десятилетия. Однако в прошлом месяце раскол между грузинским правительством и Грузинской православной церковью побудил Илию попытаться наладить отношения с Москвой, даже супротив желаниям правительства его страны.
Одним из важных политических разногласий между Россией и Грузией является вопрос о грузинских автономных республиках Абхазии и Южной Осетии, которые стали полем битвы в время войны 2008 года. Россия признала их в качестве независимых государств и защищает их военными мерами. Большинство населения Абхазии и Южной Осетии – православные, и церкви в двух республиках имели напряженные отношения с Грузинской православной церковью последние два десятка лет. После войны эти отношения вообще были разорваны, и каждая республика теперь имеет свою собственную автономную церковь – в теории. Однако Россия обучает священников и финансирует программы Абхазской и Юго-Осетинской церквей с тех пор как они объявили об автономии.
Декларация Кирилла о том, что Русская православная церковь официально не будет отвечать за церкви в Абхазии и Южной Осетии – это уступка России Илии. Уступка на самом деле ничего не меняет, так как Россия продолжит вливать своих людей и свои деньги в церкви в обоих регионах. Москва чувствует себя достаточно уверенно в своем влиянии в обоих регионах, чтобы делать уступки по этому вопросу. Что она надеется получить взамен, так это возможность усилить свои связи с Грузинской православной церковью, с тем, чтобы эти отношения начали способствовать распространению российского влияния внутри религиозных общин Грузии. Грузинская православная церковь, вероятно, хорошо понимает то, то скрывается за дружескими жестами России. Но она все равно примет уступку со стороны России в надежде на возобновление переговоров с Абхазией и Южной Осетией с использованием религиозной общности в качестве платформы.