22 сентября 2010 года, за несколько месяцев до ратификации Сенатом нового договора о СНВ, ставшего центральным элементом политики «перезагрузки» отношений с Россией, которую начал Барак Обама, у посольства США в грузинской столице Тбилиси взорвалась бомба.
После взрыва многие задались вопросом о том, кто мог решиться напрямую напасть на Соединенные Штаты. Звучавшие с грузинской стороны обвинения в адрес России изначально отвергались как на левом фланге, так и на правом, как безосновательные утверждения, нацеленные на «создание в США антироссийских настроений». Однако, как пишет Эли Лэйк (Eli Lake) в газете Washington Times, в подготовленном в январе - после ратификации договора - американскими разведывательными ведомствами под руководством ЦРУ докладе, говорилось, что за теракт была ответственна российская военная разведка — знаменитое ГРУ.
Доклад указывает, что серию взрывов в Грузии, включая взрыв у американского посольства, готовил и организовывал офицер российской разведки – находящийся в контролируемой русскими сепаратистской Абхазии майор Евгений Борисов. Если выводы грузинской и американской разведок верны, это подтверждает, что «перезагрузка» оказалась профанацией, и указывает на возобновление конфронтации в стиле холодной войны и1970-х годов, в которой Россия использует силовые методы.
Если информация о причастности России верна, речь, вероятно, идет о попытках Москвы обозначить свою «сферу привилегированных интересов» и предупредить США не сближаться слишком сильно со страной, которую русские считают частью «ближнего зарубежья» - то есть своими задворками. Как пишут старший научный сотрудник Heritage Ариэль Коэн (Ariel Cohen) и профессор Военного колледжа сухопутных войск США Стивен Бланк (Stephen Blank), с 1993 года главной движущей силы российской внешней политики» было стремление вернуть России утерянную после распада Советского Союза гегемонию в Евразии.
Россия уже много лет пытается подорвать позиции прозападного грузинского правительства. В число этих попыток входила и российско-грузинская война 2008 года, в результате которой Москва надеялась насадить в Грузии пророссийский режим. Однако за исключением одного случая в 1993 году, когда в Тбилиси был убит – предположительно, российскими агентами – высокопоставленный сотрудник американской разведки Фред Вудрафф (Fred Woodruff), США никогда раньше напрямую не становились мишенью российских действий в Грузии.
Официальная реакция администрации на эти сведения была осторожной. «Эти события обсуждались на высоком уровне как с русскими, так и с грузинами», - заявил газете Washington Times неназванный высокопоставленный чиновник. «Мы не бросаемся обвинениями, но высказываем в рамках диалога свое глубокое беспокойство», - добавил он.
Как неоднократно предупреждал Heritage, подобная нерешительная реакция лежит в русле сомнительной тенденции преуменьшать важность наших кавказских союзников ради продолжения ошибочно понятой политики «перезагрузки».
Очевидно, что, если США не окажут отпор России сейчас, когда российская разведка предположительно нанесла удар по американскому посольству, это станет поводом для новых аналогичных выходок – и не только в Грузии. Если информация подтвердится, это покажет, что Россия возрождает худшие традиции холодной войны. Отсутствие реакции со стороны Соединенных Штатов обеспокоит наших союзников по всему миру и ободрит противников Америки.
В надежде предотвратить подобный сценарий группа сенаторов во главе с сенатором-республиканцем от Аризоны Джоном Кайлом (Jon Kyl) направила письма госсекретарю Хиллари Клинтон и ряду других официальных лиц, запросив у разведывательного сообщества объяснений по поводу теракта.
Пока администрация не дала сенатору Кайлу официального ответа и большая часть информации о теракте остается засекреченной. Тем не менее, если за взрывом действительно стоит российская разведка, случившееся нельзя отметать в сторону ради ущербной политики «перезагрузки». Американский народ вправе получить подробные объяснения относительно роли России в попытке осуществить теракт на американской территории и относительно последствий этой попытки для политики «перезагрузки».
Роберт Николсон – участник программы «Молодые лидеры» Heritage Foundation.