Для финансового мира и концернов, ведущих бизнес с Россией, стало неожиданностью, когда десять лет назад Москва провела в жизнь масштабную налоговую реформу: вместо непрозрачной системы россияне получили плоскую шкалу в 13%. Работодатели должны теперь в день выплаты зарплаты рабочим и служащим переводить соответствующие суммы в налоговую инспекцию.
В этом отношении Россия последовала примеру своих непосредственных соседей – бывших советских республик Эстонии и Латвии. Российские эксперты очень внимательно наблюдали за тем, что в обеих прибалтийских республиках простая налоговая система стала одной из основ экономических реформ, и это было одним из главных решений, способствовавших долговременному росту. Уже скоро российское руководство стало с похвалой говорить о собственной плоской налоговой шкале: налоговые поступления постоянно увеличивались.
В последнее время в очищенном от инфляции виде эти сборы на 50% превосходят показатели 2001 года. Западные представительства в Москве также неустанно нахваливают российскую налоговую систему, которая обеспечивает теперь большую правовую безопасность.
Отцы этой реформы обещали прежде всего положить конец произвольной практике первых лет существования Российской Федерации после развала Советского Союза в конце 1991 года. Налоговое законодательство в то время не отличалось цельностью, и отдельные налоги не были согласованы друг с другом. Кроме того, во многих областях отсутствовали инструкции и правовые определения. Прежде всего граждане и фирмы находились в полной зависимости от мнения налоговых инспекторов. Возможность оспорить их решения теоретически существовала в ограниченном виде, а на практике ее не было вообще. Эти прорехи в инструкциях и законах были идеальной предпосылкой для коррупции.
Однако проведенная налоговая реформа не упростила ситуацию для российских граждан. От них по-прежнему требуют целую кипу формуляров, заполнение которых само по себе не является простым делом. Но прежде всего определение налогооблагаемой базы не во всех пунктах однозначно. Как и во времена дикого капитализма при Борисе Ельцине в 90-е годы, налогоплательщики продолжают находиться в зависимом положении от благосклонности чиновников. В эпоху Путина управленческие структуры все больше отгораживались от общества вместе того, чтобы становиться более прозрачными. Количество чиновников в последнее десятилетие увеличилось более чем на 40%.
Гражданское правосудие работает по-прежнему неудовлетворительно, и поэтому отдельные граждане чувствуют себя бессильными перед лицом государственных органов и имеют для этого достаточно оснований. Согласно данным организации Transparency International, коррупция в этой стране заметно возросла.
Финансовые эксперты пытались следовать примеру прибалтийских государств, однако они не учитывали различные традиции, существовавшие в соответствующих обществах. Россияне традиционно пытаются отстраниться от власти, к представителями которой они не испытывают ни малейшего доверия. В отличие от этого Эстония и Латвия находятся под влиянием протестантской рабочей и общественной этики.