Начинающийся в понедельник месяц Рамадан может дать новый импульс манифестациям, которые еще с января идут в арабских государствах.
Мусульмане из арабских государств вступают в Рамадан с одним вопросом в голове: принесет ли священный месяц спад в арабской весне или же, наоборот, только расширит протестное движение?
Первый с момента стартовавших в январе арабских восстаний месяц поста начинается уже 1 августа, и некоторые не сомневаются в том, что он способен побудить к новым акциям молодежь в Ливии, Сирии, Йемене и других государствах.
«В истории мусульманского мира Рамадан нередко был месяцем мятежей и побед», - напоминает директор сайта Islamonline Абдалла аль-Амади. «Я думаю, что молодежь арабской весны вдохновится этим, чтобы завершить борьбу против несправедливости и тирании», - утверждает он. По его словам, протестное движение будет набирать силу по мере приближения десяти последних и наиболее священных дней Рамадана.
Сирийский режим «боится» Рамадана
Хотя Рамадан и является месяцем покаяния, многие мусульмане в то же время воспринимают его как месяц борьбы или жертвы, что вполне может стать дополнительной мотивацией для манифестантов. Сирийские власти особенно опасаются вечерних молитв, на которые в обязательном порядке собираются верующие в течение всего Рамадана: они могут стать своего рода форумом для усиления протестного движения.
С начала сирийского восстания в середине марта манифестации по большей части проходят перед мечетями, чаще всего после важнейшей для мусульман пятничной молитвы. В Сирии существует более 10 000 мечетей, в которых каждый вечер будет собираться немалое число верующих, что вполне может вылиться в новую череду протестов.
В координационных комитетах сирийской революции с оптимизмом рассматривают эту перспективу. «Режим боится Рамадана и вечерних молитв», - говорится на их странице в Facebook "Syrian Revolution 2011"..
Пост и борьба
Ливийские повстанцы, которые подняли оружие против власти Муаммара Каддафи, ожидают Рамадан с чувством полной решимости несмотря некоторые опасения по поводу перспективы смешения поста и борьбы.
«Если будет идти война и мы будем уставать, нам придется поесть. Если мы будем держать оборону, то будем поститься. Бог с нами», - говорит 24-летний Хатем Альджади, который сражается на фронте в Гуалиш, на юг от Триполи.
В Йемене, где начавшееся в январе протестное движение сбавляет обороты из-за разногласий в среде оппозиции и неизвестности вокруг намерений президента Али Абдаллы Салеха, который находится в больнице в Эр-Рияде после обстрела президентского дворца 3 июня, никто не может предугадать, как будут развиваться события.
Тем не менее, молодые манифестанты, которые стоят лагерем в Сане, говорят о том, что решительно настроены возобновить борьбу в Рамадан. «Этот месяц станет месяцем перемен, тем более что Али Абдаллы Салеха больше нет в Йемене», - уверен их представитель Валид аль-Омари.