Усиление Европейского Союза с точки зрения расширения экономической и политической интеграции в очередной раз оказывается под угрозой. Если государства-члены не начнут в ближайшее время двигаться в верном направлении, перед нами встанет серьезный риск возвращения к простой Европе, состоящей их отдельных наций, которые ведут бесконечные конфликты друг с другом. Такой исход может перечеркнуть полвека работы и общих достижений (общий рынок, свободное перемещение граждан, единая сельскохозяйственная политика, мир, стабильность и процветание), чьи достоинства особенно заметны на фоне кризисов, которые происходят повсюду в мире и зачастую вблизи от наших границ.
Разработанный в период с 2002 по 2007 год Лиссабонский договор наглядно продемонстрировал нехватку межправительственного компромисса, которая стала еще заметнее после мирового финансового кризиса.
Через несколько недель после вступления соглашения в силу правительства приняли решение начать процедуру изменения договора с тем, чтобы окончательно установить механизм оказания помощи странам еврозоны, который жизненно важен для предотвращения ее развала.
Тем не менее, принятые правительствами незначительные изменения не только не способны решить вопрос экономического руководства Евросоюза, но и не могут служить ответом на социальный кризис, который в настоящий момент переживают сразу несколько стран.
Кроме того, после начала народных восстаний во все растущем числе арабских государств европейцы в полной мере показали свою неспособность должным образом отреагировать на них, предложив далеко идущую политическую программу.
В этой связи в ряде европейских стран с новой силой вспыхнули споры о двух альтернативных путях развития ЕС:
- Путь, который должен привести Европейский Союз к логическому завершению его изначальной задачи, то есть федеративному строю и развитию по направлению к Соединенным Штатам Европы. Только такое решение может придать Европе вес в глазах великих держав и изменить траекторию движения безудержной глобализации, повысив значимость гражданских, общественных и экологических норм.
- Путь возвращения назад к национальным требованиям и интересам, который открывает дорогу для столкновений более или менее подвижных групп государств.
Тревожные признаки второго пути сегодня заметны невооруженным взглядом: отсутствие единой экономической и оборонной политики, усиление популизма и национализма, критика в адрес иммигрантов, появление «возмущенных»…
В качестве первого этапа Европе, как нам кажется, нужно сделать следующее:
В срочном порядке сформировать общеевропейский бюджет, основанный исключительно на собственных ресурсах, а также «еврооблигациях». Таким образом, он должен быть в состоянии обеспечить функции выделения ресурсов (прежде всего, в таких ключевых для будущего нашей Европы областях, как инновации, научные исследования, энергетика и экология) и распределения средств, которые гарантируют общественную сплоченность, а также внутреннюю и внешнюю территориальную солидарность, в первую очередь по отношению к странам южного Средиземноморья. Речь идет о создании политики «общеевропейских проектов», нацеленных на поддержание экономического роста, который будет отвечать критериям общественной, экологической, гражданской, экономической и финансовой эффективности.
Формирование частного или правительственного Фонда развития и инвестиций также должно способствовать реализации этого проекта.
Кроме того, мы полагаем, что политика содействия развитию и продовольственной помощи должна стать исключительной прерогативой Европейского Союза и что всем нам нужна настоящая общеевропейская политика в отношении иммигрантов. В европейский бюджет необходимо включить ресурсы, которые в состоянии предоставить Европейскому Союзу жизненно важные средства для усиления единой политики поддержания и укрепления мира, а также программы внешней безопасности. Эта политика уже привела к усилению роли ЕС по отношению к другим государствам, в том числе и США, в рамках множества операций на нескольких континентах.
В рамках второго этапа:
Нужно объединить все страны и народы, которые поддерживают принцип наднационального строя и принимают федеративную модель в системе нового конституционного строя: Соединенные Штаты Европы.
Предлагаемый нами метод заключается в заключении учредительного собрания, которое должно состояться осенью 2014 года и стать гарантом центральной роли Европейского парламента и Европейской комиссии, а также парламентов и правительств готовых сделать решительный шаг по направлению к Соединенным Штатам Европы государств. Принятый на этом собрании документ должен впоследствии быть принят на общеевропейском референдуме.
Предлагаемая нами программа заключается в рассмотрении предварительного проекта в Европейском парламенте до начала избирательной кампании перед общеевропейскими выборами, которые состоятся в июне 2014 года, и постановлении Европейского совета не позднее начала председательства Италии в июле 2014 года.
Нам нужно двигаться в сторону по-настоящему единой Европы, если мы хотим, наконец, найти выход из социального и экономического кризиса, который угрожает нормальной работе наших демократий.
Вирджилио Дастоли - глава «Европейского движения» в Италии, Тьерри Жанте - директор европейского объединения социальной экономики.