Многие в курсе общей картины финансовых проблем Европы на настоящий момент. После своего возникновения евро дал неограниченные объемы дешевого капитала государствам, у которых вообще не было опыта доступа к капиталу по умеренной цене. Результатом стал ряд кризисов суверенного долга – долг раздувался и превышал платежеспособность этих стран. Европейцы отчаянно пытаются найти выход из сложившейся ситуации, однако в конечном итоге единственное решение, которое может сработать, лежит в руках немцев.
Германия, будучи крупнейшей экономикой среди европейских государств, в состоянии переводить финансовые активы их северной Европы в Европу южную и таким образом стабилизировать систему. Однако нет ничего удивительного в том, что германцы не очень-то были настроены это делать, потому что большую часть этих проблемных государств просто нельзя спасти.
Проблемы с долгами настолько серьезны, что большинство программ по спасению, по крайней менее по нормальным стандартам, просто не сработают. У нормальных программ по спасению есть две характеристики. Во-первых, условия всегда довольно жесткие. Среди прочего смысл тут в том, чтобы стимулировать страны, которые пока не просили помощи. Во-вторых, программа по спасению уместна только если структура, которую вы выкупаете, сможет своевременно восстановить свои финансы и вернуться в строй. Ни одно из этих условий не применимо к самым слабым государствам Европы.
Во-первых, условия европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) не настолько жесткие. Конечно, они более просты, чем то, что происходит сейчас на рынке, но я бы не стал их считать жесткими. Во-вторых, многие государства, рассчитывающие на помощь или намекавшие на получение помощи, просто не имеют потенциала долгосрочного постоянного дохода. У Португалии не было значительного прироста ВВП в течение последних десяти лет; такие страны как Испания, Италия и Греция лидируют в смысле плохой демографии. Очень вероятно, что в ходе следующих десяти лет эти страны не смогут обеспечить рост ВВП более одного-двух процентов.
Что означает что т.н. программа по спасению, по сути, переводится как постоянная поддержка со стороны Германии. Без постоянного перевода германского богатства в слабые части еврозоны это спасение осуществить нельзя, поэтому Stratfor был настолько скептично настроен насчет Европы с самого начала кризиса. Немцы просто не хотят брать на себя постоянную ответственность за слабые страны, которые не могут обеспечивать рост сами.
Однако 21 июля Германия приняла решение о том, что будет поддерживать еврозону до конца. Оно сводится к тому, что был изменен способ функционирования Европейского фонда финансовой стабильности. Два главных изменения: во-первых, теперь фонду не нужно просить у Совета министров разрешения на осуществление помощи, он может действовать независимо. Во-вторых, фонд может предпринимать любые действия, которые он сочтет уместными. Он может не напрямую поддерживать государство, покупая облигации напрямую на рынке, может вливать деньги прямо в казну и так далее. По сути, немцы обещались постоянно поддерживать более слабые государства, и не только в смысле правительств, но и в смысле банковского сектора.
С точки зрения Stratfor, тот факт, что Германия подписалась на эту новую программу, означает, что для нас кризис еврозоны окончен.
Однако есть две вещи, о которых не стоит забывать. Во-первых, почему Германия передумала? Ну, они получили более или менее то, что хотели – хотя фонд по-прежнему существует и будет по сути субсидировать все бедные европейские государства и вероятно некоторые из более богатых, однако он больше не будет является компетенцией ЕС-вских структур.
Европейский фонд финансовой стабильности НЕ является филиалом европейской организации или Европейского центробанка. Это целиком частная структура, частный банк с главным офисом в Люксембурге, европейский тайный банковский капитал, и он управляется немцем, что означает, что, хотя все эти программы по спасению вообще не нуждаются в одобрении со стороны ЕС, им по-прежнему нужно одобрение Германии, и Германия может навязывать любые условия, какие ей будет угодно, финансовые или иные другие.
В течение следующих года-двух мы совершенно точно будем наблюдать за пакетами мер по спасению Ирландии и Португалии, а также еще одной программой для Греции, в итоге три. А также вероятно будет полноценные пакеты по спасению для таких государств как Бельгия и Австрия. Через 2-4 года Испания столкнется с демографической катастрофой и ей совершенно понадобится помощь. Италия с долгом свыше 120% по отношению ВВП совершенно точно рано или поздно будет нуждаться в финансовой помощи, и в этом смысле даже Франция начинает входить в зону риска.
В конечном итоге, европейские банки стоят в ряду самых нездоровых в мире: Австрия, Греция, Ирландия, Италия, Испания, всем им понадобится финансовая помощь, а может быть, даже Франции и даже Германии. Новому фонду будет чем заняться, однако смысл в том, что за фонд отвечают немцы, что означает, что именно они будут решать, что конкретно нужно будет сделать для того, чтобы получить шанс получить деньги на свое спасение.