Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судьба трубопровода Nabucco зависит от Азербайджана

Россия постепенно затягивает удавку на шее Nabucco picture
Россия постепенно затягивает удавку на шее Nabucco picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя 20 лет после того, как Азербайджан получил независимость от СССР и начал продавать нефть западным компаниям, ему приходится принимать жизненно важные решения, связанные с еще одним его природным богатством – запасами газа. От этих решений будет зависеть судьба гигантского газопровода Nabucco, играющего ключевую роль в планах ЕС по ослаблению российского контроля над газовыми рынками Европы.

Баку - Спустя два десятка лет после того, как Азербайджан получил независимость от Советского Союза и начал продавать нефть западным компаниям, ему приходится принимать жизненно важные решения, связанные с еще одним его природным богатством – запасами газа.

От этих решений будет зависеть судьба гигантского газопровода Nabucco, играющего ключевую роль в планах Европейского Союза по ослаблению российского контроля над газовыми рынками Европы.

В ближайшие несколько лет добыча нефти в Азербайджане, как ожидается, должна достигнуть своего пика, поэтому ключом к продолжению экономического роста, который превратил стоящую на Каспийском море азербайджанскую столицу в процветающий город, здесь считают природный газ. Это не менее важно и для Европы, зависимость которой от природного газа будет, вероятно, продолжать расти благодаря принятым Германией и Италией решениям отказаться от ядерной энергетики и общему для континента стремлению уменьшать выбросы углеводорода.

Европейская комиссия, исполнительный орган Евросоюз, оказывает поддержку Nabucco как единственному из нескольких конкурирующих трубопроводных проектов, который достаточно велик, чтобы снабжать зависимые от России энергетические рынки Восточной Европы стратегическими объемами газа.

Однако пока ситуация вокруг Nabucco, который в три раза превышает по размерам конкурирующие проекты и должен будет дотянуться до Австрии, не выглядит благоприятной.

Азербайджан, по-видимому, намерен до конца года выбрать долговременных покупателей для газа из огромного, залегающего глубоко под Каспием месторождения Шах-Дениз-2, резервы которого превышают триллион кубометров.

В июне на проходившей в Баку конференции президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил, что природный газ из его страны будет поставляться в Европу, но не сказал, каким образом.

Решения по вопросам, связанным с природным газом, во многом зависят от Эльшада Насирова – друга Алиева и вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР). ГНКАР принадлежат 10% акций консорциума по разработке Шах-Дениза. Этот пакет меньше, чем два пакета по 25,5% акций, которые принадлежат BP и норвежской контролируемой государством Statoil. Однако позиция ГНКАР как представителя государства будет решающей в вопросе о том, кто получит азербайджанский газ - 16 миллиардов кубометров в год, 10 миллиардов из которых предназначены для Европы.

«Мы не хотим платить за пропускную способность, которая нам не нужна», - заявил Насиров журналистам. Корпорация BP, оператор Шах-Дениза, высказалась схожим образом.

По словам Насирова, ГНКАР предпочла бы менее масштабный проект, который в дальнейшем можно будет расширить, увеличив его пропускную способность. Он добавил, что госкомпания считает возможным приобретение доли в трубопроводе, чтобы влиять на определение тарифов за транспортировку и другие ключевые решения.

Эти предпочтения могут сыграть на руку конкурентам Nabucco – таким как проект ITGI, поддерживаемый итальянской энергетической компанией Edison, и Трансадриатический трубопровод, который должен пройти в Италию кратчайшим маршрутом через Албанию и Грецию.

Консорциум Nabucco утверждает, что его проект наиболее прибылен в долгосрочной перспективе именно из-за своего размера. «Большой трубопровод намного выгоднее в долгосрочной перспективе … так как он позволит транспортировать большие объемы и, соответственно, будет приносить больше дохода и поставщикам газа, и своим владельцам», - заявил Кристиан Долежаль (Christian Dolezal), пресс-секретарь консорциума, в который входят австрийская OMV и германская RWE, играющая ключевую роль в финансировании проекта.

Компании должны выдвинуть конкретные предложения по объемам газа до октября. В результате у ГНКАР и ее партнеров по Шах-Денизу-2 останутся три месяца на то, чтобы принять решение.

ГНКАР хочет продавать газ как можно большему количеству европейских стран по максимальной цене. Однако Nabucco рассчитан на 31 миллиард кубометров газа, и это означает, что две трети трубопровода будут пустовать, пока не найдется другой поставщик, который мог бы их заполнить. Незадействованная пропускная способность – это лишняя трата денег.

В июне на конференции в Баку европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) назвал соседнюю Туркмению потенциальным источником газа для Nabucco.

Представители властей Евросоюза согласились выдать ему мандат на ведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве трубопровода через Каспийское море. Однако многие эксперты скептически относятся к идее о том, что туркменский газ в ближайшее время станет доступен для экспорта на Запад. Во многом это связано с противодействием России и Ирана, также имеющих выход к Каспию. Еще один потенциальный поставщик – это Ирак, однако перспектива получения иракского газа также выглядит чересчур отдаленной.

Кроме того, есть еще одно обстоятельство, которое ставит под сомнение будущее Nabucco: RWE недавно договорился с российским газовым гигантом «Газпромом» о начале переговоров по созданию совместного предприятия, которое будет производить электроэнергию из газа и угля.

«Меморандум о взаимопонимании, подписанный RWE и «Газпромом», готовит почву для будущих переговоров о создании совместного предприятия, специализирующегося на производстве электроэнергии. С позицией RWE по Nabucco эти переговоры никак не связаны», - утверждает Стефан Юдиш (Stefan Judisch), руководящий в RWE подразделением поставок и торговли.