Монголия закупает у России пять истребителей МиГ-29. Монголии МиГи-29 не нужны, поскольку она окружена Россией и Китаем, то есть двумя державами, которые гораздо могущественнее ее. Здесь кроется что-то другое, и скорее всего, эта поставка имеет целью сохранить линию производства МиГ-29, а не удовлетворить оборонные потребности монголов.
МиГ-29 не очень популярный самолет. Многие страны (Алжир, Малайзия, Ливан) отказываются от своих МиГов-29 или выводят их из боевого состава. Одно совершенно уникальное исключение составляет Сирия, которая стремится закупить их как можно больше. По крайней мере, так было в прошлом году. Дело в том, что Сирия близка к банкротству, а ее покровитель Иран проявляет все меньше щедрости и сокращает субсидии на покупку военной техники (из-за своих собственных экономических проблем). В прошлом году Россия объявила, что продаст еще 24 (а то и больше) самолетов МиГ-29 Сирии (хотя их у нее уже около полусотни). Сирия хотела бы модернизировать имеющиеся у нее МиГ-29, но очевидно, она не может себе этого позволить. А теперь в Сирии революция, и новое правительство (да и старое, если выживет) может не захотеть покупать истребители, которые никому больше не нужны.
Другие страны отказываются от МиГ-29 из-за проблем с надежностью и долговечностью самолета. В последние годы Россия несколько раз полностью запрещала полеты этих машин из-за аварий. Есть подозрения, что у самолета имеется какой-то базовый конструктивный недостаток. У этой машины и прежде случались проблемы, хотя все самолеты затем снова возвращались в строй и возобновляли полеты. Но увеличению продаж это отнюдь не способствовало, и большинство покупателей отдает предпочтение более крупному Су-27 (или его модификациям, таким как Су-30).
МиГ-29 поступил на вооружение в 1983 году. Он стал российским ответом американскому F-16. На сегодня изготовлено примерно 1600 самолетов этой модели, и большая их часть (около 900) ушла на экспорт. Самый крупный покупатель Индия получила свои первые МиГ-29 в 1986 году, и поставки продолжались в 1990-х годах. Эту 22-тонную машину действительно можно сравнить с F-16, но многое зависит от того, о каких версиях двух самолетов идет речь. Опять же, есть проблемы с надежностью. По сравнению с западными машинами, такими как F-16, показатели эксплуатационной готовности МиГ-29 на треть ниже.
Сирия не может позволить своим пилотам проводить много времени в воздухе, что снижает физический и моральный износ МиГ-29 и позволяет дольше эксплуатировать эти самолеты. Таким образом, можно ожидать, что МиГи-29 станут хорошей мишенью для тренировок более опытных израильских летчиков, летающих на современных образцах F-16.
Монголия еще больше близка к банкротству, чем Сирия. В 1970-е и 1980-е годы эта страна закупила в России 44 самолета МиГ-21. Летали на них немного и нечасто, да и на ремонт с обслуживанием особо не тратились. Сегодня подняться в воздух может лишь около десятка таких машин.