Москва – Россия вновь открыла уголовное дело против погибшего в 2009 году в московской тюрьме юриста. Именно оно привело к взаимным обвинениям между Россией и США.
Бывшие коллеги Сергея Магнитского раскритиковали этот шаг, считая, что данные действия являются еще одной попыткой российских чиновников скрыть коррупцию в российских правоохранительных органах.
Кажется, власти игнорируют выпущенный в июле комиссией по правам человека при президенте России резкий доклад, в котором служащие тюрьмы и милиции обвиняются в его смерти, заявил один из авторов доклада.
США на прошлой неделе объявили о том, что несколько десятков имен российских чиновников, подозреваемых в причастности к смерти Магнитского, внесены в «черный визовый список». Россия отреагировала официальным возмущением, и на прошлой неделе Кремль заявил, что МИД занимается составлением собственного «черного визового списка» в отношении такого же числа американских чиновников.
Генеральная прокуратура заявила, что собирается вновь начать расследование смерти Магнитского в результате постановления суда о том, что смерть обвиняемого не должна препятствовать делу против него. Дело против Магнитского, которого власти обвинили в налоговом мошенничестве, было закрыто в момент его смерти в Бутырке в ноябре 2009 года, после многомесячных просьб о предоставлении медицинской помощи, в которой ему было отказано.
Бывший работодатель Магнитского назвал возобновление дела дымовой завесой для того, чтобы защитить настоящих виновных в его смерти. 37-летний Магнитский, обвинивший представителей МВД в воровстве государственных средств на сумму в 230 миллионов долларов, которое, по его словам, они организовали посредством конфискации документы его фирмы, позже использовав их для оформления заявления на возврат налогов.
Коллеги Магнитского заявили, что вместо расследования этого заявления следователи передали дело тем же чиновникам, которых Магнитский обвинял в махинации. Вскоре после этого, осенью 2008 года, Магнитский был арестован по обвинению в налоговой махинации.
«Идет длительная игра, где власти делают все возможное, чтобы избежать расследования махинации, о которой он сообщил», - сказал Джеймисон Файрстоун (Jamison Firestone), управляющий партнер адвокатской фирмы Firestone Duncan. «Любое расследование, что они открывают, построено таким образом, чтобы обвинить разоблачителя, а виновным сохранить награбленное».
Российское Министерство внутренних дел и Генпрокуратура заявили, что не нашли доказательств правонарушений в действиях своих сотрудников. Первый следователь в деле против Магнитского был дважды продвинут по служебной лестнице и получил награду за отменную работу с тех времен, когда он начал работу по делу юриста.
Комиссия по правам человека при президенте России предоставила Дмитрию Медведеву доклад в июле, в котором отмечалось, что врачи, милиция и тюремная администрация ответственны за его смерть, и что дело против него скомпрометировано тем, что расследование против Магнитского вели те же чиновники, которых он обвинил в налоговой махинации.
В России многие ожидали, что результаты комиссии, предоставленные Медведеву в начале июля, будут способствовать новому расследованию. Но один из составителей доклада сообщил во вторник агентству Interfax, что он пока разочарован в последовавшей реакции.
«Должен быть действенный ответ на доклад. Они должны проверить факты», - считает Валерий Борщев, который также возглавляет группу по защите прав заключенных и который проводил интервью с работниками тюрьмы после смерти Магнитского. Но доклад, по его словам, был встречен «с таким противостоянием, с таким молчанием».