«Соблюдайте регламент», – голос предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира осенними листьями прошелестел по залу Трапезного храма Киево-Печерской лавры. Его слова (а из-за неважного состояния здоровья митрополит сейчас говорит крайне редко), произнесенные на Поместном Соборе Украинской православной церкви 8 июля, заставили выступающего на несколько секунд замолчать. Потом известный бизнесмен с донецкими корнями, меценат, истовый православный Виктор Нусенкис продолжил свою 15-минутную речь. Говорил он о том, что украинская церковь отдаляется от русского православия, и бранил на чем свет стоит окружение митрополита Владимира, которое добивается полного разрыва с матерью-РПЦ. В зале изредка раздавались неодобрительные возгласы присутствующих епископов, звучали неразборчивые фразы со словами «Донецк» и «донецкие».
Впрочем, публичные дрязги – это лишь видимая часть политического конфликта, который вот уже несколько лет тлеет внутри УПЦ МП и сейчас, похоже, готов разгореться ярким пламенем. Борьба между сторонниками самостоятельности украинской церкви и пророссийским епископатом грозит расколом УПЦ. Цена вопроса – 5 миллионов прихожан и треть всего православного мира.
Церковный переворот
Чтобы понять причины разразившегося на соборе конфликта, нужно отмотать пленку на день назад. Накануне вечером в офис настоятеля Киево-Печерской лавры епископа Павла зашли двое хорошо одетых солидных мужчин. Владыка принял их с большим радушием. Как было не принять? Ведь Виктор Нусенкис и Юрий Филатов, руководители группы «Донецксталь», – крупнейшие спонсоры Украинской православной церкви. Однако на этот раз к владыке они пришли не с разговорами о строительстве храмов, а с предложением другого рода.
«Нусенкис с Филатовым на голубом глазу предложили Павлу место митрополита Киевского в обмен на поддержку их позиции на Соборе. По плану, который они озвучили Павлу, митрополитом вначале должен был стать епископ Донецкий и Мариупольский Иларион, а потом, собственно, сам Павел, потому что он на 10 лет моложе. Самого митрополита намеревались низложить либо убедить оставить свой пост по состоянию здоровья», – рассказал Фокусу источник в киевской митрополии. По его же словам, на смелое предложение высоких гостей настоятель Киево-Печерской лавры ответил отказом и в рискованную интригу ввязываться не стал. Вместо этого о разговоре с Нусенкисом и Филатовым он рассказал митрополиту Владимиру. Собственно говоря, уже на этом этапе заговор по отстранению предстоятеля УПЦ провалился.
И хотя сам Нусенкис не захотел комментировать эту информацию, скорее всего, это не конец истории, а ее начало. Ведь, судя по всему, за смелыми планами по смещению Владимира стоит высшее духовенство РПЦ, а возможно, и сам патриарх Кирилл, который таким образом пытается вернуть автономную украинскую церковь под свой прямой контроль.
Рука Москвы
На Украине идеологической опорой РПЦ называют лидеров так называемого славянофильского крыла УПЦ – епископов Донецкого и Мариупольского Илариона, которого заговорщики прочили в митрополиты, и Одесского – Агафангела. А Нусенкиса и Филатова Москва, очевидно, выбрала только в качестве переговорщиков. Им, в отличие от епископов, нечего было терять в случае провала заговора.
Версию о том, что возникший на соборе конфликт был срежиссирован в канцелярии Кирилла, расположенной в Чистом переулке в Москве, на условиях анонимности Фокусу подтвердили и сотрудники аппарата Киевской митрополии. Они называют даже автора озвученных Нусенкисом тезисов – это зампредседателя отдела внешних церковных связей РПЦ отец Николай (Балашов). Если это так, то санкцию на церковный бунт украинским заговорщикам спустили с самого верха.
«Учитывая, что структура патриархии намного более централизована, чем структура УПЦ, я думаю, пытаться представить протоиерея Николая Балашова как человека, который совершает такие действия в украинских вопросах самостоятельно, невозможно. Поэтому упоминание Балашова – это попытка найти стрелочника», – отметил в разговоре с Фокусом епископ УПЦ КП Евстратий (Зоря).
Впрочем, желание Кирилла усилить контроль над УПЦ по принципу «разделяй и властвуй» в итоге может сыграть против него самого. «Действия патриарха и его окружения ведут к усилению напряженности в церкви. Теперь ясно видно, что есть несколько групп в УПЦ МП, которые по-разному видят будущее церкви. Патриарх Кирилл поддерживает только группу сторонников тесной интеграции с Москвой. Единство УПЦ МП держится только за счет личного авторитета митрополита Владимира», – уверен епископ Евстратий.
Если это так, то попытки патриархии поставить на место Владимира своего ставленника закончатся расколом. Как метко выразился один священник из окружения митрополита, в случае реализации такого сценария вместо контроля над всеми украинскими приходами Чистый переулок получит контроль над неким Донецким экзархатом. И окончательно потеряет всю остальную Украину. Так что сейчас патриарху Кириллу придется склеивать тарелку, которую до этого он активно помогал разбивать.
Епископ Александр (Драбинко): «Раскола внутри церкви нет»
Секретаря митрополита Владимира епископа Александра (Драбинко) считают одним из оппонентов русофильского крыла епископата УПЦ. Владыка Александр изложил «Фокусу» свою версию произошедших на Соборе событий
– Почему Виктор Нусенкис решил, что он вправе в такой форме выступать на Соборе?
– Он являлся равноправным участником и делегатом Собора УПЦ. От каждой епархии было по четыре делегата: архиерей, священник, монашествующий и мирянин. Всего 237 человек. В их число входил и Виктор Нусенкис – известный и уважаемый человек, церковный меценат, храмостроитель. Церковь его благодарит и низко кланяется за добрые дела. Но что случилось с ним на Соборе, одному Богу известно. Не хотелось бы верить, что правы те, кто такое поведение объясняет его личными политическими и экономическими интересами.
– В СМИ появилась информация о том, что он прекратил финансирование церкви. Это правда?
– Не могу отвечать за всю церковь. Виктор Нусенкис финансировал многие социальные проекты в разных епархиях УПЦ. Помогал также в строительстве кафедрального собора, реконструкции киевских духовных школ. В какой мере прекращено финансирование, мне не известно. Некоторые «репрессивные» меры, конечно, последовали в адрес нашего авторского проекта «Свет Православия» на телеканале «Глас». Запрещено освещать деятельность митрополии и предстоятеля УПЦ. И все потому, что нашему меценату нашептали о чрезмерном украинофильстве сотрудников митрополии, которое якобы уводит УПЦ от Московского патриархата.
– Почему все-таки он решил разругаться с руководством церкви?
– Я сам в недоумении и задаюсь этим вопросом. Один мой знакомый предположил, что причина в том, что нынешнее руководство церкви ему уже не нужно, так как он решил свои проблемы. В чем суть этих проблем, мне не объяснили. Впрочем, я более чем уверен: не Виктор Нусенкис является автором и причиной произнесенного и произошедшего на Соборе.
– Кто же тогда автор?
– Не хотелось бы выносить сор из избы. Это внутренние дела руководства церкви. Однако тема приобрела широкую огласку, и я не могу не ответить. А имя автора озвучил в одном из своих недавних интервью наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Это зампредседателя отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов. Утверждение не голословное. Накануне Собора к нам попала конфиденциальная информация, которая, как выяснилось впоследствии, легла как в основу речи Виктора Нусенкиса, так и письма об изменениях к Уставу за подписью владыки Агафангела, поддержанного и другими архиереями. Знал ли об этом и благословил ли на такие действия Николая Балашова святейший патриарх Кирилл? Весьма сомнительно. В телефонном разговоре святейшего с митрополитом Владимиром за полчаса до начала Собора об этом речи не шло.
– Вас называют сторонником автокефалии УПЦ. Это правда?
– На этот вопрос я уже многократно отвечал. Меня, как и большинство в нашей церкви, устраивает ее нынешний канонический статус. Считаю его оптимальным.
– Правда ли, что патриарх Кирилл приехал в Украину для того, чтобы предотвратить раскол внутри УПЦ?
– Раскола внутри УПЦ нет. Делегаты Собора практически единогласно поддержали все решения, предложенные предстоятелем УПЦ блаженнейшим митрополитом Владимиром.