Варшава – Решительные жесткие действия белорусских органов правопорядка против даже малейших признаков несогласия с авторитарным правлением в стране заставляет активистов оппозиции пересматривать свою тактику.
Антиправительственные активисты запустили серию необычных «молчаливых протестов» после более привычных демонстраций – которые начались после подвергшихся широкому осуждению президентских выборов в декабре прошлого года – были задавлены подавляющей силой. Демонстранты хотели бы демократизировать Белоруссию, управляемую с 1994 года президентом Александром Лукашенко.
Но нестандартные протесты, где демонстранты используют различные креативные методы, такие как хлопанье в ладоши в унисон или одновременное включение сигналов на своих мобильных телефонах в знак несогласия, теряют запал. Милиция арестовала более двух тысяч участников демонстраций, которые обычно проходят по средам.
«Идут споры о том, что делать дальше», - говорит Алес Лахвинич (Ales Lahviniec), известный активист оппозиции. «К сожалению, общество не мобилизовано – высока вероятность того, что протесты будут прерваны на ближайшие несколько недель», - сказал он.
Протесты ограничивались городским меньшинством, связанным между собой интернетом, и не смогли разжечь большей искры для массовых антиправительственных выступлений, несмотря на постоянно ухудшающееся положение в экономике.
Кабинет хочет задушить все протесты, внеся на прошлой неделе в парламент законопроект, запрещающий все публичные собрания, целью которых является выражение политических или социальных взглядов. Если законопроект будет принят, то станет незаконным «действие или бездействие в предварительно запланированной манере» в общественных местах, сообщает «Белсат» (Belsat), независимая телевизионная сеть.
“Протесты на самом деле не уменьшились», - говорит Дэвид Марплс (David Marples), профессор Университета Альберты, который изучает Белоруссию, отметив, что капризные официальные оппозиционные партии пребывают в беспорядке, некоторые лидеры в тюрьме, а другие вынуждены были скрываться, ища убежище за границей. «Некому возглавить протесты», - говорит он.
Г-н Лукашенко, который правит бывшей советской республикой с десятимиллионным населением с 1994 года, получил возможность небольшой передышки благодаря займу на три миллиарда долларов от возглавляемого Россией Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), группы бывших советских республик, что временно облегчило кризис платежного баланса.
Белоруссия девальвировала свой рубль в мае, но инфляция по-прежнему высока, твердой валюты не хватает, и экономические проблемы страны были только отложены, говоирит Гэбриел Стерн (Gabriel Sterne), старший экономист в Exotix, специалист по развивающимся рынкам.
«Я уверен, что они могут выдумывать какие угодно планы, но в итоге им придется вернуться к обычному финансированию», - говорит он. «До тех пор, пока они не получат программу МВФ, ситуация не улучшится».
Обстановка, вероятно, накалится осенью, когда белорусы вернутся из отпусков, и страна вновь начнет нуждаться в масштабном импорте российской нефти и российского газа, чтобы экономика продолжала функционировать.
Г-н Лукашенко наблюдает, как его отношения с Западом ухудшаются после начала жестокого подавления выступления оппозиции после декабрьских президентских выборов, а его связи с Москвой стали напряженными, с тех пор как Россия настаивает на более высоких ценах на свои энергоносители.
Однако г-ну Лукашенко был вручен неожиданный спасательный круг Владимиром Путиным, российским президентом*, который традиционно рассматривал белорусского лидера как некий раздражитель. Г-н Путин заявил в понедельник, что он выступал бы за объединение двух стран, и такие слова сейчас позволят г-ну Лукашенко выставить себя как защитника белорусского суверенитета, и могут помочь ему восстановить свою все уменьшающуюся поддержку.
* - так в оригинале.