С началом Рамадана и усилением репрессий против народного движения в Сирии арабский мир предпочитает хранить молчание. Хотя некоторые страны находятся в слишком щекотливом положении, чтобы открыто вставать на чью-либо сторону, бездействие Лиги арабских государств вызывает бурю критики.
От Вашингтона до Анкары, Парижа, Берлина и даже Москвы – повсюду в мире в последние дни раздается критика в адрес сирийского режима, который ужесточил репрессии против участников народного восстания. Нынешнее возмущение Запада особенно заметно на фоне молчания арабского мира, который сейчас упорствует в молчании сильнее, чем когда-либо, с начала мятежа 15 марта.
Это молчание тем более оглушительно, что мусульмане во всем мире вступили в этот понедельник в священный месяц Рамадан, столпы которого –пост и покаяние. По информации сирийских правозащитников, в понедельник, то есть в первый день Рамадана, в стране были убиты 24 мирных жителя, в том числе десять после вечерней молитвы.
«Это молчание - позор, который падает на арабский народ посреди Рамадана. Оно шокирует, но в нем нет ничего удивительного, несмотря на размах кризиса в Сирии. Дело в том, что за исключением случая Ливии, арабские государства не отреагировали должным образом на начавшиеся в регионе восстания», - напоминает Бахи эль-Дин Хасан, генеральный директор Каирского института прав человека.
Статус-кво или хаос?
И не без причины: некоторые арабские страны с беспокойством следят за ситуацией и опасаются геополитических потрясений, которые произошли в регионе с начала года. «Арабские лидеры боятся повторения того же сценария, они не могут осудить сирийский режим, так как и сами небезгрешны», - объясняет в интервью France 3 директор парижской наблюдательной группы по арабским странам Антуан Басбу (Antoine Basbous).
«Некоторые режимы, как, например, Саудовская Аравия, несмотря на напряженные отношения с Сирией, все же предпочитают статус-кво хаосу в регионе во имя своей собственной стабильности», - говорит Зиад Маджед, политолог и профессор Американского университета Парижа. Другим странам, таким как Ливия и Йемен, самим приходится иметь дело с народными восстаниями, что «де факто лишает их права высказаться по этому поводу», полагает эксперт. Что касается Туниса и Египта, где собственно и началась волна арабских революций, они обеспокоены в первую очередь собственной судьбой и «стараются не появляться на международной арене, тем более что ими руководят власти, которым необходимо осуществить переходный политический процесс», продолжает Зиад Маджед.
В Магрибе - Марокко и в меньшей степени Алжиру - также пришлось в прошлом столкнуться с народными протестами. В результате они считают неприемлемым любое вмешательство в дела другого арабского государства. «Алжирский народ полностью солидарен сирийским народом, который борется за человеческое достоинство и демократию. Однако такая позиция противоречит позиции алжирского режима», - цитирует AFP недавнее заявление оппозиционера и президента Алжирской лиги защиты прав человека Мустафы Бушаши.
Ливанский случай
Наконец, нужно обратить внимание на особый случай Ливана, который является членом Совета безопасности и уже несколько недель управляется состоящим из союзников Дамаска кабинетом министров. Новые власти отказываются даже упоминать о существовании мятежа и ограничиваются тем, что заявляют о поддержке президента Башара Асада. Тем не менее, именно в Бейруте раздались первые голоса высокопоставленных чиновников с критикой кровавых репрессий. В понедельник перешедший в лагерь оппозиции бывший премьер-министр Саад Харири заклеймил позором «бойню в городе Хама» и «молчание в арабском мире и на международной арене по поводу развития ситуации в Сирии».
Так, он последовал примеру других государств, которые выказали свое недовольство в июле. Как сообщили в Елисейском дворце, в среду король Иордании Абдалла II поделился с президентом Николя Саркози своим «огорчением» по поводу «числа жертв и продолжения репрессий» в Сирии. Помимо состоявшегося в середине июля прекращения работы посольства Катара в Дамаске, которое, кстати, не получило никакого официального объяснения в Дохе, это заявление можно считать единственной реакцией арабского государства. Кроме того, нужно уточнить, что все это предшествовало военной операции в городе Хама, которая стартовала в прошлое воскресенье.
Молчание Лиги арабских государств
Остается лишь понять нынешнее молчание Лиги арабских государств, которая подвергается все большей критике со стороны арабских СМИ. «Хотя всем прекрасно известно, что она является всего лишь пустой скорлупой в руках Саудовской Аравии и монархий Персидского залива, Лига арабских государств даже не посчитала нужным отреагировать, пусть даже публикацией пресс-релиза, на трагедию, которая произошла в воскресенье в Хаме», - написала сегодня утром алжирская газета «Эль-Ватан».
Связаться во вторник с представителями Лиги арабских государств нашим корреспондентам не удалось. «Он переступил границы, Башар Асад зашел слишком далеко в своей тирании», - все же сообщил France 24 анонимный источник в организации. Он полагает, что «молчать больше невозможно», и искренне надеется на быструю реакцию руководства лиги.
В свою очередь генеральный директор Каирского института прав человека Бахи эль-Дин Хасан крайне критически настроен в адрес Лиги: «Эта организация создана по образу и подобию арабских правительств, она настолько же оторвана от реальности и далека от желаний арабской улицы». Он полагает, что случай Сирии не является исключением: лига также не дала серьезного ответа и не заняла справедливую позицию по кризисам в Йемене и Бахрейне. «Промолчав по поводу преступлений Башара Асада, новый генеральный секретарь Лиги арабских государств Набиль аль-Араби нанес серьезный удар по романтическим надеждам тех, кто в него верил», - уверен он.