Недавний визит в Россию командующего индийскими ВМС продемонстрировал тесные связи двух стран в военной области. И неудача с российской заявкой на поставку истребителей этого не изменит.
После окончания холодной войны отношения между Россией и Индией претерпели существенные изменения; однако есть одна область, в которой связи двух стран остались практически неизменными – это сотрудничество в военной сфере.
Индия, текущий годовой военный бюджет которой составляет 32,5 миллиарда долларов, импортирует более 70% своего вооружения, причем большая часть этого вооружения приходит из России. На фоне такого сотрудничества недавно состоялся визит командующего индийскими ВМС адмирала Нирмала Вермы (Nirmal Verma) в Россию, куда он прибыл по приглашению главнокомандующего российским ВМФ адмирала Владимира Сергеевича Высоцкого.
Визит Вермы стал очередным в серии встреч на высоком уровне между руководителями военных ведомств и лидерами двух стран. Ему предшествовал январский визит Высоцкого в Индию.
Во время своего визита Верма побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калининграде и Северодвинске, а также провел переговоры с многочисленными высокопоставленными российскими руководителями, в том числе, с заместителем министра обороны А. Антоновым. Верма также посетил конструкторские бюро и судостроительные заводы, занимающиеся проектированием и строительством кораблей для индийских ВМС.
Как сообщают ВМС Индии, Верма «ознакомился с ходом строительства на судостроительном заводе «Янтарь» очередной партии фрегатов класса Talwar, где его заверили в том, что первый фрегат Teg вскоре начнет испытания и будет доставлен в Индию в течение шести-восьми месяцев». Новые фрегаты, носящие названия Teg, Teer и Trikand, это уже вторая тройка кораблей данного класса, которые были построены для Индии в России и приняты на вооружение в начале десятилетия. На новых кораблях российские ракеты «Клаб» будут заменены на индийские сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS.
Во время визита на судостроительный завод «Севмаш» где проходит ремонт и модернизацию авианосец «Адмирал Горшков», Верма отметил, что «по проекту авианосца достигнут существенный прогресс, и корабль хорошо показал себя во время предварительных ходовых испытаний». В пресс-релизе индийских ВМС также отмечается, что Верма «лично оценил все проекты», и что «работа по всем проектам продвигается удовлетворительно, войдя в решающую фазу». Адмирал также выразил удовлетворение качеством строительства и ремонта, и заявил российским средствам массовой информации, что палубный истребитель МиГ-29КУБ, предназначенный для «Горшкова», вполне надежен. Он отметил, что недавняя катастрофа такого самолета никак не повлияет на оружейные сделки Индии с Россией.
Однако переговоры не ограничились темой поставок вооружений, и это говорит о стратегической значимости отношений сторон. Например, Россия и Индия обсудили вопрос о развитии сотрудничества в проведении операций по борьбе с пиратами, и согласились с тем, что серия военных учений «Индра» по-прежнему является важным аспектом двусторонних отношений, в связи с чем эти учения необходимо продолжать и расширять.
Это важное заявление, прозвучавшее после того, как российский ВМФ в последний момент отказался от участия в нынешних маневрах. Появились предположения, будто российский отказ от участия в учениях стал своеобразным способом выразить недовольство тем, что Индия исключила МиГ-35 из гонки за многомиллиардный контракт на поставку среднего многофункционального боевого самолета (MMRCA). Важно, чтобы Россия поняла: Индия в своей политике закупок для нужд обороны руководствуется профессиональными, а не политическими соображениями. Об этом твердо заявил министр обороны А.К. Энтони (A.K. Antony), выступая в Нью-Дели на международном семинаре по вопросам военных закупок, который организовал Институт оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses).
В своем выступлении Энтони отметил, что военные закупки осуществляются не на основе политических соображений, а также заверил поставщиков, что все они будут в равных условиях. Он также заявил, что вплоть до проведения испытаний вопрос о том, остается кандидат в гонке или сходит с дистанции, будет решаться, исходя из технической добротности предлагаемой продукции, после чего окончательный выбор будет определяться ценовым предложением.
Исходя из этого, было бы несправедливо говорить о политических мотивах исключения МиГ-35 из сделки на поставку MMRCA, особенно в связи с тем, что Индия придает огромное значение своему военному сотрудничеству с Россией. Более того, обе страны высоко ценят такое партнерство, которое налаживалось и развивалось на протяжении нескольких десятилетий благодаря напряженным и целеустремленным усилиям. Так, во время визита президента Дмитрия Медведева в Индию в декабре 2010 года было решено поднять двусторонние отношения до уровня «особого и привилегированного стратегического партнерства».
Двум странам весьма непросто продолжать такие тесные связи в оборонной сфере, учитывая те трудности, с которыми сталкивается Индия при приобретении запчастей и оборудования после распада Советского Союза. Военные соглашения с Россией строятся на мощном фундаменте, поскольку индийские вооруженные силы знакомы с российской техникой, а российское оружие является передовым, конкурентоспособным в ценовом плане, и прежде всего, в связи с тем, что Москва обеспечивает надежность поставок. Это главная причина того, что Индия финансирует производство оружия в России в период, когда российская оборонная отрасль переживает трудные времена в связи с распадом Советского Союза.
Тем не менее, несмотря на сохраняющуюся близость, есть ряд проблем, которые способны нанести ущерб двусторонним связям. Во-первых, Россия неоднократно срывала сроки реализации крупных заказов на поставку оружия, в том числе, по авианосцу «Горшков». Россия также часто поднимает цены в процессе реализации контрактов, условия которых уже согласованы. Кроме того, порой появляются препятствия на пути передачи технологий и бесперебойной поставки запасных частей для военной техники.
Но все эти вопросы решаются в ходе регулярных визитов представителей обеих стран, и Энтони также поднимет некоторые из них перед своим российским коллегой во время визита в Москву в октябре месяце, когда он будет участвовать в 11-м заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Это главный официальный механизм сотрудничества в оборонной сфере.
Помня об этом, а также глядя на результаты военного сотрудничества и на реализуемые сейчас проекты, Россия несомненно останется крупным партнером Индии в оборонной области – по крайней мере, на все обозримое будущее. Тем не менее, поскольку конкуренция за индийский оборонный рынок усиливается, а технические требования Индии в военной сфере повышаются, совместная разработка и производство новых систем вооружений может стать важнейшим фактором в деле сохранения российско-индийского сотрудничества на годы вперед.
Амит Кумар - научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа в Нью-Дели.