Президент Медведев в ходе своего недавнего выступлении на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге привлек внимание собравшихся там видных представителей политики и экономики. Российский президент изложил свое видение развития России на ближайшее десятилетие и в очередной раз дал понять, что для реализации этой стратегии он хотел бы и дальше нести за это политическую ответственность.
Дмитрий Медведев в Санкт-Петербурге высказался в поддержку масштабной приватизации российской экономики, децентрализации принятия политических решений, укрепления правового государства и решительной борьбы против становящейся все более угрожающей коррупции.
О многом из этого перечня президент Медведев уже говорил в предыдущие три года своего нахождения в этой должности. Так, например, в сентябре 2009 году он опубликовал статью с уничтожающей критикой положения дел в стране («неэффективная экономика, полусоветская социальная система, негативное демографическое развитие и нестабильный Кавказ»). Одновременно он высказался в поддержку коренной модернизации экономики и постепенного демократического обновления.
Зависимость от экспорта энергоносителей
После этого Медведев постоянно указывал на необходимость сокращения зависимости российской экономики от экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров. Он также обращал внимание на необходимость создания основанной на инновациях экономике.
Предложенные Медведевым в Санкт-Петербурге реформы носят еще более радикальный характер:
Приватизация большого числа контролируемых государством крупных предприятий (при этом доля государства в них может сократиться до 25%). Отказ от любой формы «государственного капитализма». Государство должно ограничиться поддержкой частных предприятий. Это похоже на объявление войны созданным во время президентства Путина государственным концернам. Децентрализация принятия политических решений: политическая система, по мнению Медведева, не может функционировать, если все будут ждать сигнала из Кремля.
Со всей ясностью Медведев заявил в Санкт-Петербурге о том, что существующая в настоящее время российская экономическая модель себя изжила. Было бы ошибкой добиваться «спокойного и умеренного роста», а то, что выглядит как стабильность, на самом деле может оказаться застоем, подчеркнул Медведев. Всего за несколько месяцев до этого премьер-министр Путин высказался в поддержку «стабильного и спокойного развития».
Было бы ошибкой сделать на основе этих различных высказываний президента Медведева и премьер-министра Путина вывод о наличии реально существующих политических противоречий. Оба представителя нынешнего дуумвирата постоянно подчеркивают, что, несмотря на возникающие время от время различия во взглядах, их позиции по важным вопросам совпадают. Вот что сказал Путин спустя всего несколько дней после выступления Медведева в Санкт-Петербурге: высказанные президентом положения являются «нашей совместной программой».
Потеря политической власти
Путин выступает за осмотрительную реализацию этой «совместной программы», так как он – в духе существующего в дуумвирате разделения труда – учитывает по большей части консервативные настроения в российском обществе и в политическом истеблишменте. Противящиеся изменениям политические силы понимают, что российская экономика должна быть диверсифицирована, однако эти люди опасаются того, что они сами будут вынуждены заплатить за предлагаемые реформы слишком высокую цену (потеря политической и экономической власти).
Эксперты Института социологии Российской Академии наук в своем недавно опубликованном исследовании приходят к выводу о том, что радикальные реформы в России неизбежны, и это не зависит от результатов парламентских выборов в декабре 2011 или президентских выборов в марте 2012 года.
Для российской экономики характерным является целый ряд позитивных факторов – Россия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса (хотя оно стремительно сокращается), она обладает третьими в мире по величине золотовалютными резервами, и ее финансовая система стабильнее, чем у государств Еврозоны. Тем не менее Россия все больше сталкивается со структурными проблемами, что происходит из-за ее слишком большой зависимости от экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров. Российская экономика, являющаяся в настоящий момент шестой в мире, растет слишком медленно, несмотря на высокие доходы от энергетического экспорта (ожидаемый рост в 2011 году – 4%, тогда как до кризиса он составлял 7%). Этой «развивающейся экономике» (emerging economy) предстоит еще многое наверстать, и при этом надо принимать во внимание темпы развития остальных членов группы БРИКС.
Несмотря на наличие высокого спроса в этой стране, численность населения которой составляет 142 миллиона, уровень инвестиций после кризиса является слишком низким. Главной причиной плохого инвестиционного климата в сравнении с другими странами считается гигантская коррупция (общая сумма средств, используемых на взятки, оценивается в 300 миллиардов долларов).
С 2010 года в российской экономике наблюдается чистый отток капитала. Согласно упомянутому уже исследованию Российской академии наук, в последнее время значительно выросло количество молодых россиян, которые хотели бы уехать из страны.
Из всего этого следует, что радикальную социально-экономическую модернизацию России, которая должна сопровождаться подключением гражданского общества к процессу принятия важных решений, нельзя больше откладывать, так как в противном случае вряд ли можно будет избежать ослабления России. В настоящее время ситуация в Россия достаточно устойчива для того, чтобы можно было провести необходимые изменения и не вызвать при этом дестабилизацию.
Стратегическое партнерство
Если посмотреть на историю, то Европа всегда была для России источником модернизации и реформ. Евросоюз и Россия, тесно связанные друг с другом экономическими узами, стремятся к масштабному стратегическому партнерству и хотели бы при реализации соответствующих планов модернизации оказать друг другу взаимную поддержку. «Модернизационное партнерство», соглашение о котором было достигнуто в прошлом году, имеет смысл еще и потому, что обе стороны должны в определенной мере заниматься решением схожих проблем (стареющее общество, сложные с точки зрения финансирования пенсионные системы, интеграция иммигрантов и многое другое).
Россия внесла выдающийся вклад в европейскую культуру. Россия связана с остальными государствами континента общей – часто трагичной – историей, и поэтому в этой фазе своего развития Европе не следует оставлять Россию без внимания. Евросоюз должен всеми силами поддержать модернизацию России в истинном смысле этого слова. Модернизационное партнерство в равной степени выгодно обеим сторонам.
Доктор Мартин Вукович родился в 1944 году в городе Айзенштадте, изучал право в Вене. С 1969 года на дипломатической службе. Был послом с Японии, шесть лет работал послом в России, после этого руководил отделом политики в области безопасности внешнеполитического ведомства страны. С 1989 по 1994 год Вукович был представителем Австрии на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).